«А я нищим подаю…» (Из разговора с одной бабушкой)
– А я нищим подаю… Мне иногда говорят: «Бабка, да ты что? У них, вон, за углом у каждого по «мерседесу», а ты со своей пенсии будешь им последнее отдавать?» А я – что ж? Пенсия-то, она ж, как теперь говорят, хоть и маленькая, а все равно хорошая… сколько смогу, подам. Мне говорят: вот вы все, кто им подает, вы их развращаете подачками своими, они и не работают. А я думаю: лучше уж ошибиться и подать тому, кто на самом-то деле и не нуждается, чем в другую сторону ошибиться и не подать, кому на самом деле надо… Они, кому не надо-то, иногда и сами не берут. Говорят: бабуль, это мы лохов всяких стрижем, а у таких как ты брать – грех; давай-ка мы лучше тебе сами подадим. Так чудно говорят – лохов, говорят, стрижем. Мне смешно их слушать.. как говорят-то теперь, какими все словами…
А я ведь почему подаю? Мне семь лет было, когда нас с мамой и с сестрой в Германию угнали. Жили мы, правда, в лагере не для военнопленных, а для перемещенных… там все-таки полегче было. Но все одно – много народа померло с голоду. А я такая худая была… вот такая худющая, как стручок. И меня из-за этого никто не покупал. Других детей покупали в батраки, а меня – никто не брал. А я и рада. Вот – в четыре утра встаю, когда охранник на вышке устанет и не видит уже ничего толком… внимание-то уже рассеивается, поди-ка, подежурь всю ночь. И вот, я встаю, пролезаю в щель в заборе и иду в город. У нас ни колючей проволоки, ничего такого не было, один простой забор, дощатый… И вот я иду в город, побираться. Целый день хожу, прошу хлебушка. А потом, уже к вечеру – назад проберусь и мамку кормлю. И других тоже, кто там с детьми был… им тоже, когда могла, давала. Ну, вот. Кончилась война. Назад в Польшу нас не пустили, отправили на Украину. Да еще перед этим все проверяли, не шпионы ли мы… Ладно. Приехали на Украину. А это сорок шестой год. Самый голод. Я до сих пор все помню, как люди на улицах лежали и умирали. Мамка моя начала с голоду пухнуть. А я опять – хожу да побираюсь. И вот… ведь сами там все из последних сил еле-еле тянули… а все равно подавали! Кто свеколку подаст сахарную, кто угля в передник насыплет. Так мы с мамочкой и выжили. А если бы не подавали, нипочем бы не выжили… Так вот, с тех пор и я, - кто просит, я тому подаю. Знаю, что теперь другое время, что никто с голоду, слава Те, Господи, не пухнет – а все равно. Не могу не дать. И хочу иногда не давать – а не получается.
И собак я тоже с тех времен люблю, с военных. Там, в лагере, один охранник был.. дурной такой, не приведи Господь. Один раз взял и стал на меня собачищу свою натравливать.. овчарку. Я со страху как упаду, как руками вот так вот закроюсь… А она, слышь, подошла ко мне, понюхала – и не тронула. Он ей – и так, и сяк, и усь-усь, и чего-то еще по-ихнему… и даже сапогом ей под брюхо поддал. А она – все равно… подходит, нюхает и хвостом виляет. Понимает, что перед ней дитя… Конечно, это мне повезло, это собака такая умная попалась. Другая бы в раз разорвала, не поглядела бы, что я маленькая… Но все одно: я теперь собак люблю… все никак про ту забыть не могу. И они ведь меня любят – бедовые такие! Все соображают! Я вот иногда думаю: собаки перед нами – все равно, что мы перед Господом. Чего-то понимаем, а главного-то самого понять и не можем. И услужить, вроде, рады, а чуть что не так – шерсть на холке вздыбим и рычим. Покормят нас – ластимся, хвостом виляем. Забудут покормить – враз пойдем шастать по чужим дворам да другим хозяевам хвостами подвиливать. А потом вернемся, подползем на брюхе-то.. уж скулим, скулим: прости, дескать, нас. Такие уж мы бессчастные да бестолковые! А чего бессчастные? Чего мы все жалуемся с утра до вечера? У меня вот, к примеру, жизнь была хорошая. Всякое бывало, конечно, но все равно – такая бывала в жизни радость, что я уж прямо и не знаю, за что ж мне такая радость была. А ты говоришь: нищим не подавать? Как же не подать, когда у меня и так все есть!
1979 |
Ваши отзывы |
Низкий поклон автору за такие искренние и добрые слова!
Наталия Н.Ю. , возраст: 33 / 25.03.2011
Спасибо за слова ваши. Тронули в самое сердце. Я только начинаю осознавать себя христианкой, хотя мне уже 25. Этот путь я начила сама, так как в моей семье никогда об истинах любви и православия не говорили. Но сейчас, став мамой я задумалась... А чему же я могу научить свою дочь? И поняла что собственно ничему и не могу. Ведь, то как я живу сейчас не приносит мне ни радости ни удовлетворения и постоянное чувство пустоты одолевает, даже когда моя доченька улыбается увидев мое лицо. Я надеюсь что смогу открыть для себя истину с помощью Бога и Православной церкви. Вас сайт и молитвы Святому Мученику Трифону мне очень помог избавиться от уныния. Спасибо
Вера , возраст: 25 / 15.02.2011
Какой хороший рассказ! Христос ведь так и учит: "Просящему дай" и "Просите и дастся вам". Разве нет? Правда, лучше ошибиться в сторону "дать не нуждающемуся, раз просит", чем "не дать нуждающемуся - кто их знает этих нищих". Тем более, если дающий не обеднеет. А судья всем Бог. (Одна старушка, которая всегда просит милостыню у одного и того же магазина, когда подашь ей, она вслед кричит: "Да не оскудеет рука дающего!", читает вслух места из Священного писания и всех называет ангелочками бархатными. Бог благословит дающего, а просящий тоже ответит перед Богом, если лукавил. Каждый будет отвечать за себя, не за другого. Да, есть попрошайки, которым рука не поднимается подавать - например, цыганам нет доверия. А о собаках как интересно сказано! Никогда раньше у меня такого сравнения не возникало. Теперь тоже так думать буду.
Татьяна , возраст: 35 / 16.07.2009
В Узбекистане много детей просят,и каждый со своей истории,один неблагодарный был после помощи моей мамы,другого ,ать заставила скопить на бутылку спиртного под видом хлеб нужен,как то спросила девочку грязную если она голодна то в ресторан поведу она была согласна я ей дала много денег,дядя сидел без зрения дала самую большую купюру только вышла он спросил одного из прохожих что за бумага?Заплакал от радости,старики просят на азарах не могу не дать,знаю их бедную и труднуюжизнь,было тетя подала ребенку он еще завопил мол чё так мало?Знаю точно что старикам надо помогать а детей надо праверять прежде чем помогать,цыгани развелись никогда не работали отнимали все с рук у детей прохожих,даже у меня когда была маленькой после никогда их не подпускаю близко. Сама голод знала и понимаю других.
Nadejda , возраст: 24 / 17.09.2008
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
«Белые вороны» в современном обществе? (Подготовила Александра Оболонкова)
Делай добро с любовью (Старец Паисий Афонский )
Ненависть (в интернет-обсуждениях) (Hardingush)
«Я рассуждаю людьми» (Татьяна Краснова)
Путь к удовольствию: от травки до... (Юлия Гагинская)
Хотеть быть полезным кому-то – это общечеловеческая черта (Елизавета Олескина)
Дети Капитана Немо (Анна Рудницкая)
Моя святость (Анна Лелик)
Как научить детей милосердию