Воспитывать людей для хорошей музыки
— Раньше на эстраде было много певцов, которые «эксплуатировали» прекрасный женский или мужской образ. То есть, глядя на них, слушая их, можно было понять, что такое женственность, что такое мужественность. Сейчас же всё реже можно встретить певца, похожего на мужчину, и певицу, несущую на себе образ женственности. Возможно, именно поэтому певицы вынуждены предельно обнажаться на сцене – чтобы хоть как-то проявлять свою принадлежность к женскому полу. Почему так мало сейчас на эстраде настоящих женских образов?
— Такие образы есть. Тамара Гвердцители. Если она была бы даже не грузинкой, а, не знаю, с Чукотки, все равно бы я ее вспомнил. Когда она пришла к нам в гости на «Фабрику звёзд»… Там были одни софиты, а тут солнышко к нам пришло. Женственная, красивая, невероятно музыкальная. Кладёт пальцы на клавиши фортепиано, и ты замечаешь, что мурашки идут по коже.
— Ну, это немножко другое поколение. Почему в нынешнем поколении нет таких Гвердцители?..
— Ну почему нет? Сейчас вспомню...
Мне кажется, очень женственная Полина Гагарина. У неё хорошая музыка, она прекрасная певица. Она может себе позволить взять аудиторию, скажем так, в лапы за счёт музыкальности. А не за счёт каких-то сексуальных моментов. Купальники, намазанные маслом тела, вот эти, скажем так, рич энд бьютифул, вот этот стиль новый ей не присущ.
Конечно же, конечно легче добиваться успеха за счёт оголения тел и так далее. Я это не очень люблю, если честно. И артиста Пирцхалаву хотел бы, чтобы воспринимали всё-таки как музыканта, нежели как секс-символ. Я к этому не стремлюсь, особенно за счёт оголения тел. Не то чтобы мне нечего показывать: я довольно спортивный человек и занимаюсь спортом давно, — но это, наверное, воспитание.
— А почему сейчас вообще доля талантливых людей на эстраде меньше, чем раньше?
— Я бы так не сказал. Как было в советское время, работала плотина по сдерживанию талантов, так и сейчас работает. Просто чуть-чуть по-другому…
— Зачем она работала в советское время?
— Чтобы не мешать другим, менее талантливым. Мне известен прецедент один… Гениальнейшая певица. Что ж я всё про грузинов-то, а? Прямо пропаганда какая-то грузинская! Но просто мне известно про грузинку, я ничего другого не могу сказать. Юлия Чохай. Это был гений! В 1970-х она пела босанову и джаз. В Советском Союзе-то она всё выиграла, где участвовала. А также она выиграла в Европе джазовый фестиваль. Она гениальная джазовая певица, делала невероятную музыку, несмотря на то, что ей навязывали советскую идеологию, некий стандарт, некий формат. Она даже в этом формате, в этом квадратном метре делала искусство. Она одна из первых исполнителей босановы в Советском Союзе. Эта музыка была популярна только лишь в Бразилии и в Америке, на тот момент даже Европа не распробовала эту музыкальную гениальность бразильскую. А она тогда уже в СССР это делала. Ну так вот. Её, как мне кажется, скушали. Мне известна некая история, которая, скажем так, преградила ей дальнейшее развитие. На уровне слухов, конечно же. Но на уровне достоверных слухов.
— Но сейчас, вы считаете, так же трудно, как раньше? Или всё-таки более трудно?
— Хм… Я просто не работал раньше, мне сложно оценивать. Это просто, мне кажется, трудно по-разному. Конечно же, навязывается исполнителям… определенный формат…
— По-моему, я видел как-то одну из первых передач, где Сева Новгородцев с кем-то ещё отбирал героев для «Фабрики звёзд» в каком-то городе. И я запомнил там певца голосистого, но без какого-то, может, обаяния, и Сева сказал примерно следующее: «Зачем он нам нужен? Нам нужны не голоса». То есть, может, просто критерии сейчас вообще другие? То есть, не знаю, харизма какая-нибудь…
— Всегда были критерии. И в советское время тоже…
— Но всех, что я помню, все с голосами!
— Нет, не скажите. Я могу перечислить гениальных певцов, которые обладали скромными вокальными данными, но обладали той харизмой и той драматической составляющей в песне, которая песню охарактеризовывала на сто процентов, делала её гениальной. И я не считаю, что если человек обладает огромным диапазоном, это является показателем его таланта. Нет, не таланта, а гениальности его пения! Утёсов — у него был небольшой диапазон. Я не могу сказать, что он был чрезмерно голосистый. Но как он исполнял…
— Бернес, говорят, тоже имел слабые вокальные данные…
— Бернес, совершенно верно. А Миронов! Его исполнение гениально. Он актёр! Это актёрское пение. У него на записях есть даже фальшь! Ну и что? Он идеально передавал песню, он идеально передавал ощущения. Так, как он, никто не споёт песни, которые он пел. Я был на одной радиостанции, там приходящие артисты поют в караоке. Вот, дают текст и звучит «минус», музыка. Мне дали песню Миронова. Я говорю: «С ума сошли?! Не буду петь! Дайте что-нибудь другое». Я отказался, потому что его не перепоешь. Я не знаю таких людей, которые могли бы взяться…
Есть гениальные западные вокалисты, которые имеют диапазон полторы октавы. Но эти полторы октавы они используют так, они с таким сердцем это поют, что…
— Но тексты… Вы считаете, что с ними тоже всё в порядке? Вот раньше, может быть, мне так кажется… но как-то они были теплее, добрее…
— Ну, раньше и время другое было ведь. Раньше, видимо, это и нужно было людям в большей степени.
— А сейчас не нужно?
— Песня — это ведь отражение времени, как мне кажется. У нас есть некая тенденция. Раньше я делал рэп-музыку. В то время был моден некий социальный протест молодёжи против некоей системы. А сейчас, современный R'n'B расшифровывают уже не как Rhythm & blues, а как Rich & beautiful. Он более лёгкий, более попсовый, так скажем. Диалоги, тексты — как раз-таки о машинах, о девчонках; о том, что это хорошо иметь. Наркотики, там и там. Вот у меня справа девчонка, слева девчонка... Идёт пропаганда вот такой, скажем, не очень чистой жизни.
Почему это возникло? Потому что у нас есть такая тенденция: девчонки ищут олигархов. У нас столько красивых девчонок, что олигархов не хватает в стране, несмотря на то, что их число растет с каждым днём. И есть охотницы так называемые, которые шастают по ночным клубам, ищут тех или иных людей. Таким образом, можно сказать, что новый R'n'B – отражение времени.
Помимо того, конечно, много решают сейчас продюсеры тех или иных средств массовой информации: радиостанции, телевидение… Они навязывают определенный формат. Более легкомысленный. Вот у меня есть параллельный проект поп-музыки. Это старые грузинские песни в современном звучании. Я вам клип сейчас покажу.
— На грузинском языке?
— На грузинском. Клип — это маленький фильм. Песня — она душевная, красивая невероятно. Она не оставляет равнодушным никакого человека.
— А помните успех «Старых песен о главном»? Ведь огромный был успех. То есть теплое, душевное слово нужно людям, по-прежнему.
— Да. Ностальгия, есть определённый момент ностальгии по старому у всех.
— Вы думаете, дело в ностальгии? Мне кажется, просто это душе человека приятно.
— Я говорил о продюсерах, которые много решают. Мы, артисты, к сожалению, являемся заложниками того формата, который нам навязывают. Многие артисты — я знаю, что бы они делали, какую музыку, если было бы больше свободы в этом. К сожалению, свободы нет. Все работают в русле определенных тенденций. Мол, люди хотят слышать вещи попроще, вещи подоступнее…
Да люди же давно привыкли! Люди давно хотят слышать что-то умное! Что-то красивое! Что-то более глубокое! Вот эта грузинская песня, она как раз такая. Но её не крутят. Это не формат. Её взяло только радио «Шансон», что было странно, потому что это не формата «Шансон», это скорее этническое направление.
— Получается, продюсеры, что называется, «не догоняют»?
— Мне кажется, всё из-за того, что они делают «лёгкий бизнес», хотят быстрой наживы. Они не хотят воспитывать аудиторию. Они хотят, чтобы новую песню сразу слушали много людей. Чтобы рекламодатели давали деньги, потому что рейтинги надо набивать.
Должно ещё что-то святое быть у человека в душе. Необходимо же воспитывать правильно людей для хорошей музыки. Я прекрасно понимаю: людям не до искусства. Им не очень интересно искать новые песни, следить за тенденциями развития современного искусства, музыки, в том числе, когда зарплату по полгода не выдают.
Надеюсь, что ситуация постепенно изменится. Нужно терпение. И на том квадратном метре, который тебе даётся, нужно также находить искусство, также пытаться делать что-то волшебное.
Да, тебя вогнали в рамки, ничего страшного, не надо жаловаться. Вот лично у меня это хождение по лезвию бритвы. Очень тонко. Хотелось бы делать то, что нравится тебе, и чтобы это воспринималось людьми, чтобы это крутилось по радиостанциям, чтобы это было честно.
У меня каждый мой концерт — это живой концерт. Я не вижу смысла заниматься этим, если ты поёшь под фонограмму. Мы, грузины, все поём, и тут смысла нет… У меня гениальные молодые музыканты, просто прекраснейшие. Каждый концерт живой, вне зависимости от того, плохой аппарат, хороший аппарат стоит. Для меня лучше выступить, чтоб плохо звучало, но живьём было. Потому что это честно. Несмотря на то, что есть тенденция работать под фонограмму – так организаторам проще, меньше затрат. Вот мы стараемся как-то воспитывать, бороться с этой системой. И ничего, потихонечку меняем. Буквально несколько лет назад ещё была ситуация, что все работали с танцорами или работали под «минус», или под «плюс» даже. Сейчас некоторые исполнители, которые всю жизнь работали под «плюс», набирают музыкантов!
— «Плюс» — это…
— «Плюс» — это голос. «Минус» — это когда голоса нет; ты работаешь под музыку, но живьём поёшь. «Плюс» — это когда даже голос есть, то есть ты просто открываешь рот. Сейчас некоторые исполнители набирают музыкантов. Потому что тенденция пошла. Потому что люди видят: ага, этот артист выступает с музыкантами. Это другой концерт! Совсем другой концерт! И когда я вышел с «Фабрики звёзд», первый день рожденья свой отметил, и мои друзья пришли и говорят: «Слушай, — говорят, — так круто! Мы вообще не понимаем, как это так: гитарист брынькает по струнам, и идёт звук! Это так круто!» Это было смешно.
Считают, что только рок-музыканты должны живьём работать. Тоже чушь какая! А почему поп-музыканты не должны живьём работать?
— Помните успех фильма «Остров»? Все думали, будет финансовый провал, поскольку тема и сюжет, далеко не «поп», хоть и про попов, далеко не в русле «тенденции», но был большой финансовый успех и вообще успех, популярность. То есть кажется настолько очевидным, что людям, как и во все века, нужно искусство доброе, светлое.
— Стремятся люди, стремятся. Несмотря на то, что им мешают, стремятся люди к этому. Это прекрасно! Я вот уже лет семь езжу в Оптину Пустынь. И я вижу, как всё больше и больше людей тянется в храмы, приходит, воцерковляется, и также вижу, что у массы людей появляется также и глубина в восприятии той или иной музыкальности… Потихонечку-потихонечку… Давайте вспомним девяностые годы и сравним с сегодняшним временем. Вот вам будет ответ: то, что крутилось тогда, какие песни, какие там были исполнители!.. И какие сейчас! Всё потихонечку будет, мне кажется, улучшаться. Просто нужно иметь терпение. Вот и всё.
— Хорошая новость. Спасибо вам!
— Спасибо!
© Realisti.ru
2078 |
Ираклий Пирцхалава |
Ваши отзывы |
А мне Елена Ваенга очень нравиться. В ее песнях есть смысл и отсутствует пошлятина, она женственна и скромно одевается. Думаю, когда-нибудь она обязательно завоюет популярность Аллы Борисовны :)
Я , возраст: 21 / 09.01.2011
Фабрика звезд вся безголосая!!! Мне нравятся некоторые слабо поющие певицы!!! Но фабрику я к сожелению не люблю!!!
Ленок , возраст: 30 / 03.01.2011
Ираклий, после этого послушать песню в вашем исполнении, скажем, про Вову, \"у него эгегей, в его глаз хоть залей\" и впору будет махать руками и кричать, как Станиславский: \"Не верю!\"... Ведь ни слов, ни музыки, ни смысла... Как-то не воспринимаются после всего этого ваши прекрасные, чистые, добрые слова. Непонятно, как же вы могли в свое время пасть до такого?..
Lileyn , возраст: 20 / 31.10.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Преодолеть соблазн формата (Михаил Башаков)
Бьют барабаны, флейты свистят! (Композитор Алексей Рыбников)
Пелагея: куда ведут «Тропы» (Дмитрий Семеник)
«Русский шансон» (Анна Немзер, Федор Лобанов)
Иногда совершаются чудеса... (Эстонский композитор Арво Пярт)