Долой удовольствия! Да здравствует смысл!
Какой грандиозный подлог был сделан, когда человеку внушили, что целью жизни является удовольствие!
Что такое счастье? Если перевести мысль Толстого («счастье — это удовольствие без раскаянья») на современный молодёжный (не великий и не могучий), то счастье — кайфы без «отходняка». Побольше кайфóв, один за другим, без паузы и без похмела.
И всё, что ни делается сейчас, всё, что ни делалось и не создавалось раньше, — всё делается ради удовольствий. Если и идут на претерпевание страданий, то тоже ради удовольствия, которое воспоследует в будущем.
Но как так можно жить-то?!! Чтó это за жизнь-то такая? Ведь удовольствие — это лишь внутренние ощущения, всего-навсего нервные импульсы в клетках мозга!!
Как это можно считать, что всё Бытие, вся Вселенная есть только для того, чтобы в нейронах поциркулировало возбуждение? — Безумие какое-то!
Не для этого существует весь мир и человек как частица этого мир! Удовольствие — не цель! Не для счастья рождён человек, не в гонке за удовольствиями должна проходить жизнь ЧЕЛОВЕКА!
Пропаганда отдыха, развлечений, веселья, удовольствий, приятностей, кайфов, балдежа — это предательство. Человека предали, обманули! «Человек рождён для счастья, как птица для полёта» — это наглая, беспардонная, чудовищнейшая ложь!!!
Человек как способная к осознанию субстанция рождён совсем для другого! Вообще, ни одна скотина не рождена для удовольствия, не ведóма удовольствием, а уж человек — тем более. Удовольствие есть, но она не цель, а одно из последствий.
А что же с нашей цивилизацией? — Всё, что есть, всё, что создаём и строим — лишь для удовольствия! И что же в этом высокого? благородного? разумного? осмысленного?
Гнилой эгоизм. Вся жизнь подчинена обслуживанию центров удовольствия в коре головного мозга… Ну, не предательство ли это своего предназначения?..
Для чего же рождён человек? — Для особого рода созидания. Мы, как разумные создания, предназначены а) сознавать (понимать) и б) творить.
То, что мы наделены сознанием, обязывает нас к особенной жизни, не такой, как у животных. Будучи порождёнными Реальностью (Бытием, Богом), мы призваны выполнять совершенно уникальные задачи, как-то изменяющие самую Реальность.
Переживание удовольствия — это не то, что мы должны достигать. Нет! Достигать мы должны чего-то более реального. Чего именно?
Домогаться удовольствий, стремиться к счастью — это злоупотреблять своей способностью ощущать удовольствие! Секс не ради зачатия — это злоупотребление! Кушать не из-за физиологического голода — это злоупотребление! Сто одежд («и для одежд устрояют одежды» — то бишь шкафы и гардеробы) вместо одной — это злоупотребление! Резаться в карты, компьютерную игру, в рулетку — это злоупотребление! И т.д.
Ощущение удовольствия и эти пути их достижения есть, но их не должно быть. Это всё равно, что ломать мебель и паркет, чтобы разжечь костёр в квартире и покайфовать в тепле, в прыгании через него или в созерцании пламени. Или всё равно, что отламывать куски обшивки, аппаратуры в летящем космическом корабле, чтобы смастерить себе игрушки и играть в них. Или всё равно, что тысячами способов использовать книгу, но так и не прочесть её.
Вот этим-то (этой ерундой!) мы, люди, и были заняты всю свою историю и заняты теперь. Делаем всё, что угодно, то только не то, что должны делать.
Биосфера и Дух даны нам для дела, для созидания, а мы злоупотребляем ими в погоне за ощущениями удовольствия. Как какие-то наркоманы заняты только тем, что ищем наркоту, которой кололись раньше, и выдумываем новые таблетки, чтобы словить кайфов нового вида…
Из-за этой рабской зависимости от удовольствий, из-за этой подчинённости счастью мы даже смиряемся с тем, что бóльшую часть дня мы заняты не совсем приятным (а зачастую даже совсем не приятным) — порабощены на РАБочих местах, стремясь заРАБотать денег, чтобы спустить их потом на удовольствия.
Отсюда и всегдашняя зависть к богатым и властвующим. Людям кажется, что они уж очень хорошо, максимально «реализуют» то главное, для чего якобы и жив человек — вкушают удовольствия «по самое не могу», переживают счастье «по самое не хочу»…
Но какая же всё это неправда! Не в удовольствиях, а потому не в богатстве и не во власти смысл жизни. Степень богатства, ступень власти — не критерий правильности жизни человека…
Вот именно отождествление себя со своими желаниями (от и до сформированными цивилизацией же!) и делает человека рабом цивилизации, исполнителем чужой злой воли.
Для меня теперь совершенно очевидно, что мои желания поесть, поспать, хорошо одеваться и т. д., и т. п. — это лишь желания, но не собственно я. Прислуживая этим желаниям, я ничего не приобретаю, но лишь топчусь на месте.
Я, истинный я, остаюсь неудовлетворённым, как бы великолепно ни удовлетворялись все эти желания, внедренные в моё тело и в мою психику цивилизацией.
Нет, совершенно нет никакого смысла домогаться всё лучшего, роскошного удовлетворения этих желаний, ибо ничего кардинально нового, радикально отличного, качественно иного НЕ ВОСПОСЛЕДУЕТ.
У тела не вырастут крылья, у духа не откроется новой чувствительности — НИЧЕГО! А раз так, то ни к чему вкуснее есть, красивее одеваться, роскошнее отдыхать и т. д. НИ-К-ЧЕ-МУ!
В природе потребляют ради обратной отдачи, каковой является вовсе не ощущение удовольствия, а что-то реальное, действительное. Если кушают, то ради поддержания организма; половые акты — ради размножения и т. д.
Мы же, люди, извратили свою жизнь: гоняемся за стимуляцией центров удовольствия мозга, а не за реальным добром. И в итоге — приятности, увеселения и реальное зло от разрушения тела, Земли, насилия над людьми
Потребление у людей должно быть всегда созидательным потреблением. Это можно проиллюстрировать примером бизнеса и денег, которые-то как раз и препятствуют нам в том, чтобы наше потребление было созидательным.
В бизнесе всё делается для того, чтобы из меньших денег получить бóльшие; всё нацелено на прибыль, которая и есть тот рост, та «созидательность», которая оправдывает первоначальные затраты (инвестиции).
Так должно быть и со всем, что мы потребляем, — от еды до электричества, от воздуха до книг. Всё наше потребление (в особенности — покупки!) должно быть производительным, нацеленным на созидание, приумножение, на такую трансформацию потребляемого, чтобы «на выходе» оно было более организованным, более совершенным.
Любое другое потребление («лично для себя», «своего удовольствия ради») — паразитизм. Эта та хищническая растрата ресурсов, от которой страдают все, кроме одного этого потребителя, который в этом случае прямо вреден для Реальности
Но вот именно паразитическое потребление и стимулируется бизнесом — всё в нём производящееся нужно не для созидания, но для «конечного потребления», а это и есть зло!
Но люди рождены для созидания и только для созидания, а потому любое потребление должно быть потреблением ради созидания, а не потреблением ради удовольствия, комфорта, счастья…
Я не призываю напрочь отказаться от плоти, от телесных потребностей, но зову к их ограничению, а точнее — возвращению их из сегодняшнего гипертрофированного (преувеличенного) состояния к «недопотреблению», к их здоровому размеру.
Их надо граничить, а не развивать, не увеличивать, так как это — примитивные потребности. Потребности имеют свой ранг: не все потребности одинаково важны. Есть важные, есть — не важные.
Наиболее важными, высокими, высшими являются духовные потребности — искание Истины, Смысла Жизни, Бога, делание Добра.
Признаком зависимости является то, что потребляется одно и то же. Вот в этом-то и состоит вред от зависимостей и ущерб от удовольствий — ты топчешься на одном месте. Делаешь одно и то же, потребляешь одно и то же — нет развития, нет движения, а только сохранение того, что и было.
Но человек-то — это активная часть Реальности. Человек призван развивать Реальность, двигать Её вперёд. Поэтому-то нельзя гоняться за удовольствиями и коснеть в зависимостях, но нужно делать всё новое и новое — а ведь именно таковы все высокие духовные занятия, типа философии, музыки, искусства вообще: в них ты всегда создаёшь что-то новое.
А реально-то чтó происходит?! Вот мы, люди, живём — каждый по-разному, жизнь каждого можно по-разному описать в словах и по-разному оценить.
Но реально-то мы чем заняты? — Да одним и тем же! Просыпаемся, едим, делаем что-то по дому и на работе, возвращаемся в постель и засыпаем…
Загипнотизированы цивилизацией! Слишком верим в слова! Это лишь на словах мы заняты различным — ничтожным или важным, мелким или масштабным — потреблением или созиданием и т. д., и т. п., — но реальные наши дела, если посмотреть на них без слов (как какой-нибудь дикарь из Центральной Африки), то отличий никаких! Все как-то гоняются за удовольствиями (одинаковыми! Еда, секс, одежда, квартира, машина…) — и больше ничего!..
Хватит гоняться за кайфом, надо жить в Реальности, делать реальные дела, достигать реальные цели, реализовывать реальные ценности! Пора выходить из-под гипноза цивилизации! В Реальности нет никакой цивилизации! Есть лишь 6 млрд. людишек, разрушающих планету, — и всё…
У всех такая бешеная страсть к развлечениям, отдыху, увеселениям, как будто все уже сделали своё самое главное дело, и пришло-де время потехи. Но никто ничего не сделал, чтобы иметь право беззаботно развлекаться, тратя на это уйму времени, прорву денег и массу сил! Это ещё одно извращение, уход с Истинного Пути, ещё одна ошибка в определении для себя смысла жизни.
Страсть к развлечениям (в которых ничего не создаётся, но лишь потребляется, тратится, уничтожается!) — это внешнее выражение потребифилиса в мозгах. Только считая, что смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях, а потому нужно «брать от жизни всё» и «жить нужно в кайф», возможно так переоценивать развлечения и так мало ценить духовное самосовершенствование, работу над собой, поиски Истины.
Книги, кино, аттракционы, пикники, курорты, туризм, комп. и спорт. игры, бары, бордели, дискотеки, ТВ, радио, музыка, газеты-журналы, казино — вся эта развлекуха вредна как тем, что безрезультатно, неэффективно тратятся природные ресурсы и порабощаются люди, обслуживающие этих людей, пока те веселятся, так и тем, что развлечения отвлекают от самого важного в жизни — от делания добра, от служения Богу в духе и деле. Именно на добро, служение, совершенствование должны быть направлены наши силы и основное время. А отдых должен быть лишь средством к накоплению сил для этого с минимальными затратами времени. И конечно же, отдыхать мы должны, занимаясь чем-то полезным для себя, безвредным для природы и не порабощающим других людей, а не отдыхать в порочных увеселениях, делающих нас только хуже и заставляющих других людей обслуживать нас, завидовать и чаще всего ненавидеть, а не любить…
Если быть сугубым материалистом, то чтó мне делать сейчас, проснувшись и встав с постели? К чему стремиться? — Как-то обустраивать быт, добывать пропитание повкуснее, одежонку покрасивее? Скучно же это всё! Каждый день ведь одно и то же.
И вот тут-то и получается, что хочешь - не хочешь, а приходишь к марксистко-ленинскому тезису «потребности безграничны»: в обычных материальных потребностях уже не видишь смысла и начинаешь изобретать, выдумывать новые потребности.
Вот это материалистическое кредо «чем больше потребностей и чем более роскошно они удовлетворены, тем лучше» и есть, оказывается, ответ на бессмысленность жизни материалиста, которая бьёт в глаза, когда сводишь духовное, идеальное к вторичному, производному от материи.
Когда кругом лишь материя, а ты сам — лишь крупица её, случайная и временная, то загасить щемящее чувство напрасности своей жизни, ощущение нулевой значимости своего бытия возможно только вот таким отвлечением на внешнее, когда ищешь всё новые и новые виды удовольствий, новые способы удовлетворения старых потребностей и т. д.
Когда ты материалист, то тебе нельзя останавливаться в гонке за вещами, а иначе сразу наложишь на себя руки, осознав, всю низость, бесперспективность, пустоту своей материалистической жизни…
Чтобы найти свою цель жизни, мало лишь читать. Требуются собственные исследования. Наилучшие условия для этого создает онлайн-курс «Жить осмысленно»
Чего хорошего ждать от новых депутатов, президентов, мэров и т. д., если и они тоже будут руководствоваться тем, что и любой человек, не ведающий истинного смысла жизни, то есть чем-то прямо противоположным смыслу жизни, — будет руководствоваться материалистической заповедью «потребности человека безграничны»?
Именно эта мотивация укоренена во всех, отрицающих духовные ценности и интересы, а потому каждый по максимуму использует все возможности по удовлетворению своих «безграничных потребностей»: не ограничиваясь зарплатой, ворует что-нибудь с рабочего места (использует офисное оборудование для личных целей, сливает бензин, подделывает чеки командировочных расходов и т. д.). Ну, а с карьерным ростом происходит лишь смена методов «богатения» — здесь начинаются нецелевое использование средств, списывание и приписывание, взятковымогательство, эксплуатация подчинённых и т. д.
Потому-то никакой президент страны не сделает ничего хорошего для людей — он будет заботиться только о себе, ведь его «потребности безграничны», а потому заботу о народе он будет бесконечно откладывать на потом, ведь хочется всё больше разного и нового…
Во всех рекламах, к месту и не к месту, вставляются слова «удовольствие», «наслаждение», «удовлетворение», а также что-нибудь про «превосходство», «преимущество», «высоту» и т. п. До какой же степени у людей деформирована психика, что они реагируют на это! Это ведь или 1. результат банальных детских комплексов, которые теперь взрослые компенсируют дорогими престижными товарами, или 2. не доласкали их родители, из-за чего они всю жизнь гоняются за удовольствиями. Но смысла в этом нет. Зависимое поведение — делаешь, потому что хочется, а не потому, что целесообразно.
Пока смотришь на свою жизнь как средство к удовольствию, ты будешь и курить, и бухать, и «трахаться» с теми, кого не любишь, и обжираться
Пока видишь в работе средство получать деньги, будешь и брать взятки (и вымогать их), и экономить, ухудшая качество, и избегать лишних усилий
Но и работа и жизнь в целом — это средство хорошо сделать доброе дело. Когда в человеке пробуждается разум, он эволюционно, рано или поздно, приходит к этому.
Истинное благо человека в созидании, а не в потреблении. В творческом труде больше кайфов, чем в «жратве» плодов труда.
Всё, что делаю сейчас в этой цивильной жизни, всё, чем я здесь пользуюсь, — всё это нужно не собственно мне. Никакой непосредственной пользы мне, собственно мне от этого всего нет. Достигается лишь то, что как-то выживает тело и как-то происходит общение с людьми. Но мне, подлинному мне, от этого нет никакой выгоды — мои истинные нужды не удовлетворяются.
В цивилизации нет условий для удовлетворения истинных нужд человека.
Истинные нужды — это то, в чём нуждается Реальность (Бытие; Земля-Матушка и Бог-Отец), породившая нас. Служение Реальности, делание реального — вот что мы должны делать и от чего мы получим подлинное удовлетворение. В этом наше предназначение.
В цивилизации же мы, как нарочно, поставлены в такие условия, что только и заняты приспособлением к искусственно-враждебным обстоятельствам. Своё главнейшее свойство, — разум, — мы вынуждены использовать на удовлетворение (поиск и добычу «удовлетворителей»): а) нужд, коих вовсе не должно быть у человека; б) нужд, кои должны удовлетворяться пóходя, сами собой (как дыхание или как свет днём или как тепло летом).
Порождая нас, Реальность была заинтересована в совершенствовании самой себя; человек — это орудие для такого совершенствования. Любое потребление должно делаться с целью включения во что-то более совершенное, обогащающее Реальность новыми структурами.
Наше сегодняшнее потребление, наоборот, обедняет, ухудшает Реальность. Чудовищное природоубийство — вот что такое современная цивилизация. И совершается оно рабами, лишёнными свободы с помощью лжи и насилия.
Именно когда мы хотим того, что нам «хочется» и «надо», подстёгиваемые плотскими удовольствиями и приятными ощущениями от властвования над людьми, возвышения над толпой (успех) — мы поступаем, что называется, эгоистически.
Но это-то как раз ложный эгоизм. Мы путаемся, ведь удовлетворяя «хочется» и «надо» вроде бы идёт личное потребление и личное превозношение (кушаешь ты сам, возвышаешься по социальному статусу тоже ты сам). Однако, в таких желаниях-то как раз нет ничего уникального! Они сплошь внесены из общества или из биологии.
Духовное «должен» — вот это настоящий эгоизм. Следуя этому «должен» я достигаю настоящего блага, а не вызванного привычками и внушениями, зависимостями и промывкой мозгов.
В сфере духа и лежит уникальность, которую-то и можно называть «я».
До чего же мы дошли! Считаем, что без инета не прожить — но его вовсе не было до 1994 года! Считаем, что без компов не прожить — но их не было до 1981 года!
Считаем, что без бензина и электричества не прожить — но их не было до конца XIX века!
Считаем, что без государства не прожить, но его не было до какого-то там тысячелетия тому назад!
Обросли вдоль и поперёк всевозможными «без этого никак не прожить», будто человеческая жизнь перестаёт быть человеческой без государств, электричество, городов, компов…
Да и если взглянуть на то, до чего человек себя довёл (до чего он выродился, деградировал) с той же эволюционной точки зрения, — борьба за существование, естественный отбор и тому подобный дарвинизм — то, что приобрела Природа в нашей цивилизации? Разве городское существование людей — это эволюционный рывок вперёд? Разве цивилизация — это более высокая ступень в существовании Биосферы? — Нет!
А с духовно-религиозной точки зрения наша технико-материалистическая цивилизацию тем более упадочна, ибо прогресс достигнут в науке и технике, но совсем не в нравственности и духовности!..
Зачем биосфере, Земле, Вселенной то, что я делаю? Зачем вот эти писания, чтение, сайт, работа по хозяйству, зарабатывание и трата бабла? Зачем? — Незачем! Это всё — извращение!
Человек — часть Бытия. Человеческая воля присутствует в мире, но она направлена не туда, не на то!
Вот Бытие. Вот Человек — активная частица Бытия. И чем же Он занят? Что хорошее Он делает для Бытия? Хорошо ли Ему, Бытию, от Него, Человека?
Говорят: «Человек свободен и ничего никому не должен». Но в какой свободе можно говорить, когда все желания таких «свободных» и «ничего не должных» одинаковые: пить-жрать, квартиры-машины, одежда-техника, слава-деньги — и всё!
Как, ну как можно путать себя, своё высшее Я с этими банальными желаниями, вытекающими из тела и социальной роли. Как раз в жизни-то и нет свободы — не дышать не можешь, не жрать не можешь, голым по улице пройти тоже не можешь. И таких «не можешь» прорва! Это и есть свобода?
Не в этом свобода! Свобода не в произволе, не в том, чтобы «делать, что хочу, и не делать, чего не хочу».
Свобода — в том, чтобы действовать вопреки зависимостям, вопреки всему тому, что тебе кажется своими желаниями: вопреки телесным «хочется» и социальным «надо (обязан)»! Если это отбросить, то останется как раз «должен»!
Свобода как раз в том, чтобы выбрать вот это должен!
Должен — это не то, что от тебя требует тело (повкуснее пожрать, поприятнее потрахаться и т. д.) и не то, чего от тебя требует цивилизация (успех, подчинение, государству, вера в науку, ценить деньги), но должен — это то, что ты хочешь потому, что это и есть истинные твои желания твоего подлинного Я.
Этого хочешь именно ты сам, собственно ты, твое настоящее Я, а не внешнее давление физиологии и социологических условий.
И у тебя есть мотивация реализовать это должен: ты видишь в этом смысл своей (своей уникальности!) жизни. Смысл твоей жизни — в исполнении этого должен, а никак не в гонке за удовольствиями телесными и цивилизационными.
Тело и социальная роль — не главное; все желания, которые проистекают их — не главные и не твои.
Твои желания — это желания твоего духа, которые ты открываешь разумом и в которых ты видишь смысл.
Мы, люди, чрезмерно свыклись, даже срослись, с мыслью, что человек — это самое высшее, совершенное существо. И из этого мы полагаем, что наши человеческие ценности являются абсолютными, то есть тоже наивысшими. Но ведь может (и даже должно) быть что-то более высокое, которое недоступно для нашего познания именно ввиду своей высоты, и, стало быть, то, что мы считаем ценным, является таковым лишь для нас, а не для всего мира, не для Реальности в целом! А раз так, то наши ценности нельзя достигать любой ценой. Наши ценности не должны оправдывать любые средства их достижения (воплощения). Наши «комфорт», «достаток», «счастье», «удовольствия» и т. д. нельзя достигать через разрушение всего и вся! Ибо не то, что мы принимаем за ценное, является самым ценным во всём мире.
Неправильное отношение к смерти ведёт к неправильному отношению к жизни! Если понимание смерти — своей смерти! — извращено (например, как в книге «О, дивный новый мир» О. Хаксли, где люди умирают без сознания, под наркотическим кайфом, причем с детства прививается, что в смерти нет ничего серьёзного…), то понимание жизни не может не быть также извращённым.
Вот это-то, видимо, и произошло и происходит с людьми! В теперешнем мировоззрении людей смерть не воспринимается правильно. Почти никто не думает об очень скорой своей смерти, которая вполне возможна даже не завтра, а через минуту.
Нет, люди не понимают, совсем не понимают, что они — смертны, а раз смертны, то служение маммоне и телу — бессмысленно, глупо, безрезультатно! Только служение Богу, духу в самом себе имеет смысл, ибо только в Боге и духе есть возможность бессмертия.
И дело здесь не в страхе перед «наказанием». Правильно понимая смерть, правильно оцениваешь то, что составляет жизнь: не ценишь материальное, социальное, но ставишь высоко духовное, нравственное! Тело, успех, богатство, удовольствия — всё это ведь ерунда, ведь ты умрёшь! Умрёшь!!! Тело сгниёт, денег не заберёшь в могилу, удовольствий не ощутишь…
И всё-таки нормальным является мотивироваться именно любовью к людям! Противостоящая ей мотивация, — любовь к деньгам, — не нормальна!
Любовь к деньгам — это эгоизм: тебе нужно что-то для себя, себе лично. Делаешь нечто — на работе, в своём бизнесе — для того, чтобы заполучить деньги, а затем потратить на себя (и «своих» — детей, родителей).
В цивилизации людям приходится руководствоваться именно любовью к деньгам, ведь без денег здесь никак. А дела, делаемые из любви к людям, кажутся странными, этого не понимают.
Но именно любовью к людям и должен быть движим человек! Ведь что нужно лично для меня? — Да почти ничего! Если не домогаться удовольствия, то потребление снизится до такой степени, что телесные потребности будут удовлетворяться походя, без отвлечения внимания на это: простая еда, спартанское жильё, аскетическая одежда (вот это максимум того, что можно делать «для себя»).
Всё остальное, что ты будешь брать извне, должно нацеливаться именно на отдачу обратно в улучшенном, приумноженном виде! Брать не для того, чтобы оставить у себя, а чтобы отдать людям.
Это и означает быть мотивированным любовью к людям. Это нормально, правильно, ибо только это и имеет смысл! Смысл — то бишь исполнение того, что и дóлжно. Человек для этого и создан — быть частью Целого и быть полезным этому Целому. Это — правильно, это — имеет смысл.
Жить же только ради себя (и «своих» — в той мере, в какой эти «свои» удобны, не мешают жить для себя - вот это и есть «хорошие отношения с родственниками»), а потому быть движимым любовью к деньгам — бессмысленно.
Но в цивилизации это считается «высшим смыслом», ибо человек опутан зависимостями: «хочется» и «надо» так гипертрофированы, извращены, что человек принимает эти «хотелки» за свои личные — а потому без колебаний удовлетворяет их и только их.
Человеку начинает казаться, что «я есть», ведь есть хотения. А раз есть «хочу», то есть и «тот, кто хочет». И понеслось — вся жизнь расходуется на эти телесные «хочется» и социальные «надо». А для этого нужны деньги, а потому главный мотив — любовь к деньгам.
Всё, чего я могу хотеть, вложила в меня Реальность, когда породила меня, выделив в относительно самостоятельную частицу. Вот когда я следую нормальным, правильным хотениям, я живу правильно, то есть так, как и задумывала Реальность.
Какие же хотения правильные? — Именно те (все те), которые я хочу не ради удовольствия, а ради результата.
Если взять телесные «хочется», то это: кушать так просто и так редко, как это необходимо для здоровья, а не гнаться за вкусовыми удовольствиями; одеваться так просто, как это необходимо для защиты от холода, насекомых, дождя и т. д., а не гнаться за модными шмотками, накопляя и накопляя их и т. д.
Если взять социальные «надо», то это: не гнаться за богатством, статусом, властью, успехом, известностью, но стремиться как можно меньше порабощать (пользоваться рабством) других людей, меньше брать и больше отдавать.
Если взять духовные «должен», то это: возвышать в себе дух (первой целью ставить цели духовные, а не материальные, не социальные), отказываться от всего, что разъединяет людей, культивировать то, что объединяет (милосердие, бескорыстную помощь).
Нормальная, здоровая потребность — это нужда в чём-то реальном, а не в удовольствии.
Телу нужны строительные материальны и энергия — вот нужда в еде; духу нужна Истина — вот потребность в искании смысла жизни, Бога, себя. Но когда тебе нужны эмоции, связанные с удовлетворением нужды, то это уже зависимость! В еде — хочется вкусненького; в искании смысла жизни — хочется новых и новых теорий (книжек, семинаров, болтовни в инете).
Когда у тебя зависимость, то две причины «подгоняют» тебя принимать «наркотик»: 1) Удовольствие, которое последует за этим приёмом. 2) Неудовлетворённость, которая не даёт покоя, не оставляет шансов не принимать его. Даже если ты и не особо чувствителен к приятностям, то ощущение нужды заставит тебя «наркоманствовать» — ты не сможешь не делать!
Вернуть тело в рамки здоровых потребностей! Мы же обросли зависимостями, от которых мы стали «тяжелее». Вместо той лёгкости, которую дарит тело, ограниченное нормальными желаниями, мы имеем плоть, требующую для себя слишком много вкусного, тёплого и т. п. Вместо узкого спектра здоровых потребностей у нашего тела целый сонм извращённых желаний-зависимостей! Нужно отбросить всё лишнее, всё неестественное! Здоровые потребности малы, легкоудовлетворимы и не порабощают дух!
Создание зависимостей (родителями, окружающими, рекламой и т. д.) — это умножение неудовлетворённостей. Жизнь под управлением зависимостей есть лишь бегство от неудовлетворённостей. Поэтому здесь нет никакого развития, а только лишь сохранение; все действия направлены на избежание, а не на достижение.
То, что мир (жизнь) всё-таки может быть приятен, причём без особых на то усилий (без пищевой или химической стимуляции извне, без потворства телесным порокам), говорит, среди прочего, о том, что мы — не чужды этому миру!
Вот сейчас я вышел на улицу, вычистил сортир, попутно закомпостировав гору различной огородной ботвы — и пока делал, и когда сделал, мне было хорошо! Эта физическая активность, свежий воздух — всё бесплатно! без порабощения людей! — прямо-таки подарили мне радость. Потом подмёл двор, попрыгал на скакалке — и тоже хорошо! ;)
Все наши занятия — полнейшая, а точнее, пустейшая бессмыслица! Нам подменили настоящие цели — и вот мы, существа, обладающие Свободой и Разумом (совесть можно включить в разум как один из его аспектов, ведь бессовестный человек не является и не может быть одновременно разумным), куда направляем свои усилия? что считаем важным? Еда, одежда, вещи, дети, рост по социальной лестнице, разные удовольствия — разве это совместимо с гордым званием Человека?? Это какая-то насмешка над тем, чтo человек действительно может и к чему он реально призван! Разве для погони за удовольствиями мы пришли в этот мир? Нет!
Эту ситуацию можно сравнить с тюрьмой: собранные там люди тоже как-то живут, имеют какие-то цели и ценности, но ведь всё это так извращено, что на поверку-то и цели и ценности - чепуха!! Разве их заварка или любой другой атрибут высокого статуса являются ценностью для нас здесь, «на свободе»? Нет! Вот точно в таком же отношении к истинному человеку стоит и современное человечество: делаем изо дня в день вовсе не то, что должны! Отсюда и те глобальные разрушения в природе, отсюда перенаселённость — и всё-всё-всё отсюда.
Мы заняты по сравнению с Истинным образом жизни тем же, что и бомжи, ночующие в люках и копошащиеся на свалках и в мусорных баках, по сравнению с цивилизованной жизнью. Если многие и признают, что да, в тех или иных аспектах человек живёт неправильно, то вот этой своей мыслью я хочу выразить ту идею, что человек во всём и вся живёт неправильно!
Мы как мутанты, выжившие после ядерной войны, пытающиеся как-то вписаться в дикую природу вокруг себя. Наш образ жизни, наши занятия не верны не в отдельных своих сторонах, но тотально! Мы напрочь забыли, как жить по-человечески, что делать человеку в этом мире, и как какие-то сумасшедшие заняты невесть чем, самодовольно считая это важным, тогда как все эти дела бессмысленны, не подобают человеку — и в конечном итоге приведут к неминуемой гибели...
Вещи не могут давать истинного удовлетворения уже потому, что будь иначе, мы бы весь день ходили «такие удовлетворённые», встречая, наталкиваясь на вещи на каждом своём шагу. Но нет, мы перестаём замечать вещи — мебель, обои, фотоаппараты, видеокамеры, клавиатуры. Чтобы получить очередную дозу призрачного «удовлетворения», приходится покупать новые вещи (затевать ремонт, чем все так самозабвенно любят заниматься ;) )— но всё тщётно! Вещи не могут дать того, что гораздо больше них!
В современной экономике, ориентированной на прибыль, на перепотребление, а не на производство вещей, удовлетворяющих нормальные потребностей (в тепле, сытости, безболезненности, чистоте тела), цены на товары оторвались от себестоимости. Деньги, прибыль настолько правят экономикой, что самые бесполезные или дешёвые вещи стоят очень дорого.
Производители устанавливают цены не исходя из своих затрат, но исходя из рыночной ситуации, соотношения спроса и предложения, потребительских и инфляционных ожиданий и т. д. А продавцы затем делают наценку, доходящую до сотен и тысяч процентов! Например, на дорогие телевизоры наценка 70%, на сувениры и подарки — 120%, одежду — выше 70%.
То есть товародвижение (оказание услуг) держится целиком на иллюзии ценности товара (услуги). Люди платят за товар такие деньги (давая баснословные прибыли производителям и продавцам, то есть бизнесменам, владельцам фирм) только оттого, что в их воображении им создали — через рекламу, PR, СМИ — образ этого товара (услуги), как якобы очень ценного, нужного, престижного, модного.
Вот так ложь и деньги управляют жизнью человека, удаляя его всё дальше и дальше от Истины, от Реальности.
Жадность, эгоистичность, алчность, завистливость — всё это «присуще» человеку не больше, чем обратные положительные качества: щедрость, самоотречение, бескорыстие, радость за других. Но именно пороки расцветают в личности, если человек живёт и может пользоваться рабством людей!
Без рабства — без того, чтобы человеку прислуживали другие люди, удовлетворяя похоти, потворствуя волюнтаризму — ничего этого не было бы. Как бы мог кто-нибудь удовлетворить свою жадность, эгоизм, завистливость, если бы никто ему ничего не делал, а оставил наедине с собой? — Никак!
Моё желание «больше! больше!», «лучше! лучше!» «съело» бы само себя, иссякло бы, если бы я удовлетворял его своими собственными трудами. Хочешь большой дом? — Иди один в лес, вали деревья, пили, строгай, строй. Хочешь больше зерна? — Иди один паши поле, засевай, ухаживай, собирай урожай…
И что хуже всего — сбросить пелену «цивилизации» очень сложно! Не представляем себе, зачем и как ещё жить, если не стремиться к богатству и власти, престижу и комфорту, удовольствиям и веселью…
В чём отличие нашей сегодняшней жизни от жизни людей 100, 200, 500 лет назад? В чём кардинальный прогресс, улучшение? — Только в технике, в вещах, которые лишь призваны развлекать и ублажать нас (а также и массово убивать – оружие массового поражения, и загрязнять природу - на стадии производства, потребления или утилизации вещей). Но прогресса человека, человеческого в человеке — нет!
Нет совершенствования в духовном, а потому можно констатировать, что у нас нет никаких преимуществ перед прошлыми поколениями. Мы ведь не заняты каким-то более великим созиданием по сравнению с ними! Нет, мы лишь наизобретали новые способы ловли кайфов (комфорта, удобства, веселья, материального богатства) от жизни, но созидательных, творческих потенций не прибавилось.
Наоборот, сейчас стало ещё больше материализма, вещизма, а это уже настоящий регресс человека. Мы до того привязаны к телу, к его нормальным и патологичным «хочу», что потеряли последние остатки гуманности и человечности, не видим в человеке брата, но считаем бóльшую часть окружающих врагами, конкурентами за «счастье», а на бóльшую части человечества просто наплевать. Это уж точно не прогресс, а настоящая деградация, упадок, вырождение…
Странно, если не сказать ужасно, что ведь никто и не подумывает об ограничении своих материальных потребностей (запросов), так что степень рабства будет только нарастать!!! Без того, чтобы видеть смысл жизни в нравственном совершенствовании, духовном делании, люди будут упорно считать, что жизнь становится лучше, только когда появляется больше вещей в пользовании, тогда как всё наоборот: жизнь человека становится лучше, когда он может всё более обходиться минимумом внешнего и рукотворного. Материальные потребности должны быть жёстко ограничены, дабы дух человеческий оставался свободным!
Бедные порицают, поносят богатых за их роскошествование, расточительность, но спроси тех и других о том, ради чего они живут, зачем они делают то, что делают, и ответ будет один: «Ради своего удовольствия!» То есть разницы между ними нет, а потому порицание здесь нелепо. Разбогатей эти бедные, они бы тотчас принялись потреблять, растрачивать точно так же. Их объединяет ещё одно: ни богатые, ни бедные, стремящиеся к богатству, не понимают, что жить только для своего удовольствия бессмысленно. Жизнь человеческая как гонка за удовольствиями не может иметь и не имеет смысла.
Пусть смысл жизни им и не нужен, но именно потребность в смысле, в том, чтобы жизнь имела смысл, и отличает человека от всего другого! Жить, не нуждаясь в смысле, — это жить без разума, а ведь разум-то и делает человека человеком! А в бегстве от неудовольствий и в погоне за удовольствиями нет ничего чисто человеческого, ничего высокого, ничего достойного уважения — и нет смысла, как не было бы смысла в существовании любого органа тела, любой клетки в составе органа, если бы они были озабочены своим удовольствием, а не исполнением своего назначения.
Жить лишь ради себя (своих родных, что то же самое) бессмысленно! Только жизнь в служении чему-то высшему, в исполнении возложенной миссии, в делах созидания, улучшения имеет смысл!
Покажите человеку, не открывшему у себя разум, какой-нибудь путь к удовольствию, и он найдёт тысячу способов им злоупотребить.
Свободный человек может отказать себе в удовольствии и не делать (не потреблять) — это показатель отсутствия зависимости. Когда же человек делает (потребляет) что-то, чтобы избавиться от неудовольствия (страдания), то вот от этого «что-то» он и зависит! Зависимость проявляет себя именно в ощущении неудовлетворённости, которое в той или иной степени неприятно, и человек не может никак от него избавиться, кроме как деланием (потреблением) чего-то, что снимает это ощущение («поесть сладкого», «покурить» и т. д.); о том, чтó именно помогает избежать страдания (погасить его) уже известно из прошлого опыта.
Принято считать, что люди стремятся к счастью. Но в чём оно, это счастье? Чтобы к чему-то стремиться, надо знать точно, чего же мы хотим, но что такое счастье-то мы не знаем!
Получается, что мы если и стремимся к «счастью», то оно для нас есть кубическая степень тех удовольствий, которые получали в своей повседневной жизни: побольше денег, побольше славы, побольше власти, побольше вещей, побольше женщин и т. д. — Ну и что это за «счастье»? Это просто жадность какая-то! А потому пресловутое «стремление к счастью» суть махровый эгоизм! Потому-то и нет постоянно счастливых людей: достижение этих удовольствий хоть в третьей, хоть в бесконечной степени не даёт счастья!
Настоящее счастье может быть только побочным следствием правильной жизни. Ты станешь счастливым, если будешь заботиться не о счастье, а о правильной жизни. А правильная жизнь — это служение Реальности, становление себя гармоничной частицей Реальности.
Самое ужасное зло — рабство, самое великое благо — свобода! Человеческая, истинно человеческая жизнь состоит в удовлетворении одной единственной, истинной потребности — в самореализации, в актуализации себя как частички Великого Целого, в становлении себя самим собой в служении тому Началу, которое и породило тебя! Все нижние ступени пирамиды потребностей-зависимостей должны быть отметены как ложные и рабские.
Самопроизвольно количество и степень зависимостей (и тела, и психики) может только возрастать! Если не включать разум, если заглушить человеческое сознание, то закон возвышения потребностей «справедлив» — и экономисты находят ему подтверждение в экономической реальности сегодняшнего перепотребления, а психологи приводят «обоснования»: мол, на смену удовлетворённой потребности обязательно приходит другая. Но вот истинная человеческая сущность не вписывается в этот закон, ибо тело от природы, дух — от Бога наделены жёстко ограниченным набором истинных потребностей. Всё, что сверх этого, — ложно, излишне, извращено, нездорово, не нормально. И всё это лишнее закабаляет, порабощает человека, делая из его свободной воли подобострастный придаток для обслуживания этих «бесконечных потребностей».
Чтобы отказаться от вещи, нужно прежде избавиться от зависимости…
Наше общество есть общество зависимостей, а не «общество потребления». Потому-то всем нужны деньги — только с их помощью возможно удовлетворять зависимости. Наркоманское общество — вот что такое цивилизация! Опутаны сетью зависимостей, которые только усугубляются и множатся. И как наркоманы, идём на всякие преступления ради денег, и разрушаемся как личности, теряя всё человеческое...
Любое не созидательное потребление (то есть потребление без цели использования потребляемого блага в создании нового блага) есть удовлетворение зависимостей и зло, так как в этом случае происходит уничтожение благ, чистая убыль. В этом-то и задача человека — быть особого рода созидателем во Вселенной. Человеку надо быть чистым творцом! Своей жизнью нужно способствовать созидательному процессу! Не потреблять ничего только для себя!
Зеркальность: духовное сделали внешним; духовные требования (закон добра) сделали требованием извне к тебе, долгом перед чем-то внешним. А материю сделали внутренним, «своим»: «материально-телесные потребности — это мои потребности».
Ложь! Обман и самообман! Всё ведь наоборот! Тело — это внешнее по отношению ко мне! Тело — часть Биосферы, и то, в чём оно нуждается — защита от холода, голода, боли — этого хочу не я, но тело. Мне приходится удовлетворять эти запросы тела, дабы оно не умерло и не отвлекало меня своей слабостью, недомоганием, неприятными (и приятными тоже!) ощущениями.
Дух — это внутреннее, это моя подлинное «Я»! Если Бог и есть где-то вовне, то Он мне всё равно не доступен! Я никак не мог бы ни фиксировать Его наличие, ни познавать Его волю, ведь у меня нет таких «органов», с помощью которых я мог бы это делать на расстоянии. Но познавать Бога внутри себя я могу! И закон добра, нравственный долг — это моё долг перед самим собой, а не что-то навязанное мне. Я могу, я должен и я хочу быть нравственным, добродетельным, жить доброй жизнью, ибо это и есть правильная жизнь, жизнь, живя которой я и есть я, я становлюсь собой, а не предаю себя, не стремлюсь к ложному, неистинному, как это есть при злой, недоброй жизни.
Я не хочу быть счастливым! Я не хочу быть довольным жизнью, полностью удовлетворённым, насытившимся! Причём не только в мышлении, но и в своих чувствах мне не хочется счастья!
Чем бы это счастье для меня являлось, как не застоем, оцепенением, отсутствием стремлений, нежеланием искать, изменять, приобретать и откидывать? Не нужно мне такой удовлетворённости, пусть я всегда буду неудовлетворён, всегда в поиске, всегда в движении!
И вот это моё желание нельзя назвать всё тем же «стремлением к счастью», которым якобы движимы все люди. Моё нежелание счастья нельзя считать стремлением к счастью, просто особому, необычному. Если говорить, что для каждого счастье в чём-то своём, то как вообще тогда появилось бы понятие счастья, если бы люди не могли сойтись в том, чтó оно означает. Нет, я хочу быть именно несчастным, не иметь счастья — и я не стремлюсь к нему! Мне не счастье нужно от жизни (и не деньги, и не удовольствия), но смысл! Я хочу жить (и прожить) правильно, так, как дóлжно, так, как требует того разум и совесть!
И здесь получает своё объяснение то высказывание древних, что мудрый стремится к бесстрадательности, а не к удовольствию. Дело не только в том, что удовольствия быстро проходят и часто влекут за собой страдания, но и в том, что удовольствия мешают жить. Когда переживаешь удовольствие, почти весь поглощён им, тебе не хочется, чтобы оно прекратилось, но хочется растянуть его. А смысл? Когда есть удовольствие, то, кроме него, ничего в твоей жизни уже не происходит, оно заполонило, поглотило твою жизнь! А бесстрадательность хороша тем, что мудрый, прибывая в ней, свободен для активной жизни: свободен искать, обретать и терять, развиваться, менять жизнь. Вот этой-то бесстрадательности мне и достаточно, а счастья мне не надо!
Благо других людей не может быть прямым моим интересом. Грубо говоря, на всех остальных мне наплевать.
Но дело в том, что моя забота об истинных своих интересах как раз выводит к тому, что я начинаю делать добро людям.
И надо правильно понимать разницу: чисто альтруистическая помощь людям невозможна! Возможна лишь такая доброта к людям, когда ты делаешь добро другим оттого, что в самом этом делании видишь своё благо!
Начинаешь служить людям, Богу, Реальности потому, что видишь в этом смысл своей жизни. Но интересы и желания людей (Бога, Реальности) не могут быть предметом твоей прямой заинтересованности, ибо это же не твои интересы и желание. У тебя есть своё собственное желание — жить правильно (осмысленно) — и вот этому-то желанию как раз и соответствует служение.
Невозможно затушевать, презреть, загасить свои желания и жить чисто альтруистически. Но истинный альтруизм начинается как раз тогда, когда твой эгоизм требует заботы и служения и других («другой»=«ater»).
Жизнь-то и в самом деле коротка! 1 год — это очень быстро. А таких всего-то будет 70, 90, ну 120. Раз, два, три… — и все пролетели.
Значит, не в длине смысл! Это лишь падким до телесных удовольствий хочется подольше повкушать приятности земные. На самом же деле удовольствие — не цель, а так, довесок, даваемый «в нагрузку». Стремиться нужно сделать что-то реальное для людей и Природы, для Реальности! В этом смысл жизни!
Если уж живёшь, то всегда живёшь как-то, каким-то образом, что-то делая, к чему-то стремясь. Если мы выбрали жизнь, а не самоубийство, то мы не лежим лежмя на диване, но всегда что-то делаем, чем-то заняты. Но тогда ещё более важным становится вопрос: «Что делать? К чему стремиться? Как жить?»! Раз невозможно ничего не делать, то приходится что-то делать, а раз так, то делать-то надо нечто высокое, благородное, важное, значимое, значительное! А такими делами как раз являются дела добра, милосердия, самосовершенствования, всё духовное.
Начинаешь искать смысл жизни буквально от нечего делать. Когда появляется пустота, но нет зависимостей, которые бы живо её заполнили, начинаешь думать: «Что делать?».
Как я сейчас понимаю, я начал искать смысл жизни оттого, что как раз не был «инфицирован» теми социо-психо-физиологическими зависимостями, который сразу дают ответ: «Как «что делать»? Удовлетворяй нас, твои зависимости!» Для меня с жизнью не было всё так ясно, чтобы я мог, не сомневаясь, броситься на создание семьи, работание работы, зарабатывание и трату бабла и т. д. по отлаженной, апробированной миллионкратно программе. Те, кому «всё понятно», ничтоже сумняшеся, ринулись в эти «широкие врата» — и попались «на удочку» «си$темы»: теперь они уже не могут изменить свою жизнь, ведь у них «семья», «дети», «кредит не выплаченный» и т. д.
Я же, не доверяя ходячим предрассудками, окунулся в философию. И вот выплыл здесь, рядом с островом «Толстовство», но сушить вёсла не собираюсь!
Вообще, нужно быть готовым отказаться от всех вещей, которыми я сейчас пользуюсь. Простота жизни, аскетизм этого требуют. У тебя должны остаться одни истинные потребности. Даже сейчас ты должен пользоваться только теми вещами, которые нужны для дела, но не для развлечений, не для потакания гордыни, тщеславию и другим мирским порокам. А как будет сделано дело, от всего этого следует без жалости отказаться. «Кто обладает, тот обладаем» — то есть чем меньше нужды в вещах, тем ты свободнее (и наоборот тоже верно: чем ты свободнее, тем меньше у тебя материально-телесных запросов!).
Если откинуть идеал всепрощения, отречения от плотского, идеал духовного братства всех людей, то что же нам остаётся? Что ещё делать в этой жизни?
Можно составить список «желаний» современного человека (там будут: обильная и вкусная еда, много красивой, новомодной одежды, просторная квартира, удобная мебель, бытовая и аудиовидеотехника, автомобиль и т.д. без конца), но зачем стремиться обладать всем этим? Неужели это то, что на действительно нужно?
Не этого нам не достаёт! Единственное, что нам реально нужно, это живая связь с живым Богом, то есть единение со всеми людьми и со всем живым.
Радость отличается от удовольствия. Радость вызывается не удовлетворением плотских потребностей. Радость — не веселье. Радость — это здоровье духа! Нормальным, настоящим, по умолчанию свойством человека, его психологического настроя должны быть именно радость. Радость, а не печаль, не неудовлетворённость, не апатия и даже не безразличие.
Радость — это состояние духа. Вызывается она не едой, не анекдотами. Радость — состояние, сопровождающее тебя, когда ты занят чем-то действительно полезным, нужным, настоящим. Истинно человеческие, добрые дела сопряжены с радостью. Радость — это естественно и должна быть всегда!..
Забота о смысле жизни — это забота о содержании, о сущности жизни, скрывающейся за внешними видимыми формами. Чем кажется жизнь снаружи, как она выглядит — не главное. Самое важное — чем является твоя жизнь по сути, содержательно. Вот содержание (внутреннее значение) жизни и должно быть высоко. Дела жизни, твои занятия должны быть высоки — и внешняя красота, блеск есть последнее, о чём следует заботиться. Жизнь осмысленна, когда ты руководствуешься в своих поступках, в выборе занятий (а также профессии, места работы) благородными, высокими мотивами, как-то: исполнение долга перед своей духовной сущностью (перед Богом), освобождения людей от рабства, прояснение и распространение истины, восстановление справедливости, мир и счастье людей, безопасность для всего живого и т. д. Что бы ты ни делал конкретно, по внешний форме, но если содержание твоих поступков имеет такую высоту, то твоя жизнь, безусловно, является истинно осмысленной.
Не привязывайся к телу! То есть не своди всё своё существование к телесным потребностям, к заботам о теле. Но именно это и происходит со всеми людьми вокруг: основные заботы и труды касаются поедания пищи, пития спиртного, курения, одежд, украшения себя, своего дом, секса — и всё! Всё, что ни делается людьми, есть воздействия на тело ради какого-то телесного удовольствия. И такая телоориентированность жизни всё более углубляется, ведь всё переходит в привычки, в зависимость. А когда тело начинает заболевать от такой чрезмерной «опеки», то тут уже теряются последние шансы перестать отождествлять себя с телом.
Все люди добры уже по одному тому, что злые дела не удовлетворяют ни одной истинной потребности человека, а всегда проистекают из той или иной ущербности, искажающей добрую сущность (например, психические болезни, комплексы, зависимости).
Действительно, человеку ни для чего не нужно ни порабощать других людей, ни уничтожать живое, если только он не одержим страстью (зависимостью), болезнью. Все истинные потребности человека, всё, что ему нужно, достигается только в свободном сотрудничестве и созидании.
Сам человек, по своему свободному выбору, не станет делать злое, грешить, ибо это — ему не выгодно, не приносит ему блага. Зло не приносит добра творящему зло.
То, что «злой», «грешащий» получает через творение зла, следование пороку — это лишь видимость «добра», иллюзия «блага». С помощью зла — убийства, грабежа, избиения, обмана, клеветы и т. д. — достигнуть можно только того, что нам не нужно вовсе. Больше денег, больше вещей, больше секса, больше еды и т. д. — всего, что достигается через зло, нам в действительности не нужно. Нам кажется, что «нужно», потому, что мы — зависимые, мы — рабы!
Порочных удовольствий от грехов чревоблудия, разврата и т. д. нам тоже не нужно. Нам кажется, что нам этого «хочется», только оттого, что в нас внедрена зависимость от них.
Всё, что нам нужно материального, есть в природе задаром или достигается в добром сотрудничестве с людьми.
Вот эти зависимости, это рабство и делает человека злым и грешным. Сам человек в этом не виноват — его сделали таким…
Отсюда наша жизнь будет достойна того, чтобы её продолжить, будет подлинно и несомненно ценна и нужна как нам самим, так и всему Миру, то есть будет по-настоящему осмысленна, когда мы:
- признаем себя частичками (равными частичками!) человечества, всего живого и всего существующего;
- будем черпать цели и ценности из Реальности, то есть из Биосферы и из Бога;
- будем сливаться и Биосферой и Богом через служение, через выполнение своего долга перед Ними.
Наша жизнь имеет смысл только тогда, когда мы исполняем свой долг, а именно: служим Жизни и Духу через достижение братства всех людей, любовь ко всему живому, через обогащение и облагораживание Реальности (то есть делание добра и воздержание от зла, от разрушения).
(Публикуется в сокращении)
15801 |
Марсель из Казани |
Ваши отзывы |
Статью нельзя читать за один присест. Останавливался и вставал чтобы понять суть каждого абзаца. Почитал коментарии - жаль что многие под словом Бог восприняли то что им навязали. Возможно я ошибаюсь, но автор не указывает ни на кого из богов ни из одной религии. В одном из абзацов автор очень хорошо подчеркивает то, что осознавать нужно бога внутри себя, а не снаружи. Очень много ответов на вопросы и очень хорошо освещен вопрос зависимостей как навязанных цивилизацией потребностей. По поводу развития цивилизации и науки тоже возникли внутренние споры с автором, но опять же смотрите на суть слов а не на сами слова. "Слова придумали чтобы думать, а не чтобы говорить" (в одном и том же абзаце каждый найдет то что не увидит другой). Блага во блага других, а не в потребление. То что наука используется в удовлетворение, не означает что вся она направлена в это русло. Буддизм (ступени дхьяны), Стоицизм, остальные религии - учат тому что удовольствие не главное. Но они оставляют человека в неведеньи, либо же нужно погружаться в очень глубокие познания всех тонкостей, на которые за частую у современного человека времени нет и они откидывают эти фундаментальные вопросы как нечто неподходящее и то что доступно только отреченным аскетам. Спасибо автору статьи за очень хорошо подобранные слова, которые, как по мне, дают ответ на фундаментыльный вопрос многих философий и религий, а именно роль радости, удовольствия на пути жизни человека.
Максим , возраст: 33 / 07.06.2020
Похоже, я опоздал на несколько лет с комментарием, но выскажусь. Автор много говорит как не нужно, но не говорит как нужно. А вот с этим у многих Философов проблемы. За свои 50 лет, последние 30 я сам ищу ответ на этот вопрос и не понимаю, почему съездить на Лазурный берег это потребление. Мы все живем в материальном мире и деньги - энергия этого мира, нравится нам это или нет. Нет ничего зазорного в том, чтобы купить себе билет в бизнес-класс. Но жить в унижении, нетерпимости, ненависти, чрезмерном потреблении - зазорно. Просто надо жертвовать: деньги, время, действия, отношением, и все встанет на свои места. Надо делать это искреннее, не прося ничего взамен, не ожидая благодарности, не оборачиваясь. Наверное, это и есть медленное Богу, а не многочасовое стояние на непонятной службе, где оголтелые матушки ломятся на причастие, как потерпевшие. Они же служат Богу. Они ходят на каждую службу. Они близко встают к батюшка, думая, что получат больше благодати. Автор статьи человек молодой, горячий. В жизни все гораздо сложнее, чем его призывы.
Анатолий , возраст: 51 / 01.04.2015
Думаю, чтоб понять данную статью, надо прийти ко многим выводам самому. Когда просто говоришь человеку, что смысл жизни делать добро.... люди просто не слышат этих слов. Не слышала их раньше и я, пока в один прекрасный момент не осознала смысл жизни. То есть, надо дорасти. Этому должно предшествовать стремление к внутреннему совершенствованию. Спасибо за статью! Многое почерпнула. Ответила на много вопросов.
marri , возраст: 31 / 09.05.2013
Статья понравилась, но много повторов. Марсель, удачи вам.
Наталья , возраст: 37 / 26.11.2012
Эта статья перевернула все мое представление о жизни, об ее смысле. Надеюсь, что смогу встать на истинный путь.
Анастасия , возраст: 17 / 17.10.2012
Так много слов, но нет ответа на главный вопрос. Одни претензии.
Ольга , возраст: 35 / 15.10.2012
Слишком категоричная статья. Считать бессмысленными книги, музыку и фильмы - глупо, поскольку среди них есть множество полезных произведений искусства для саморазвития. Радио? Оно - облегчает труд! Служить людям? Так они тоже умрут, не аргументировано! Отрицать тело, заботу о нём, мол душа - самое главное? Имхо - тоже заблуждение, ведь тело, как и душа, дар Божий! Без тела не будет души (по крайней мере в этом мире, о котором идёт речь)! В здоровом теле - здоровый дух. Далее. С точки зрения мыслящего человека - автомобиль очень ценное средство, экономит драгоценное время жизни, которое можно потратить на себя. А может автор пешком ходит? Зачем блага цивилизации, прохожу пешком полжизни и найду в этом смысл жизни? А отрицать семью - это уже край! Автор сам писал "...теперь они уже не могут изменить свою жизнь, ведь у них «семья», «дети» <...> Я же, не доверяя ходячим предрассудками, окунулся в философию". Затем сам пишет: "отсюда наша жизнь будет достойна того, чтобы её продолжить". Интересно, как продолжить жизнь, передать духовное наследие без семьи и детей? Резюме: Марсель у каждого свой смысл жизни. У вас - свой. Не стоит настолько категорично его навязывать, хотя бесспорно во многом вы правы.
Никита , возраст: 19 / 15.07.2012
Маленький вопросик такой. Скажите, что вам принесет реализация созидания? Не удовольствие ли?.. случайно.. Результат один, дороги разные. Хватает и так мучающихся от надуманной неполноценности. Лучше делать что то, для примера, чем говорить как не нужно делать.
Illuchorus , возраст: 28 / 28.06.2012
И вообще, каждый сам решает...
РЭДЭКС , возраст: 22 / 11.05.2012
Cтатья очень затянута, потому что смысл становиться понятным в первые минуты, говориться что нельзя так, так и так, но не говориться как нужно и можно), обычно люди добавляют историй, притч, рассказов, чтобы было понятнее например что вы имеете ввиду под единением с Богом, а то один пойдет на рассвете, и будет плясать 33раза по часовой стрелки и таким образом он единится с Богом, другой пойдет помолится, а третий ещё что нибудь, не хватает конкретики)
Masteriaxd , возраст: 22 / 04.12.2011
Очень рад что есть ещё на Земле разумные люди (побольше бы таких!).Во многих местах нашёл отражение собственных мыслей и рассуждений.Спасибо!
Юрий , возраст: 35 / 28.07.2011
\"Мне приснилось,что жизнь - это радость.Я проснулся и понял, что жизнь - это долг. Я выполнял его и понял,что долг - это радость\"Р.Тагор
Оксана , возраст: 31 / 17.06.2011
спасибо Вам...
Зарема , возраст: 23 / 01.05.2011
В целом статья понравилась, но можно было изложить всё более лаконично! Очень растянуто и много повторов, хоть и "публикуется в сокращении"!
Ирина (редактор) , возраст: 45 / 04.01.2011
Не осилила. Прочитала до мысли, где отрицается, что человек рожден для счастья и поняла, что дальше не хочу. Автор заблуждается. Именно для счастья рожден человек. только счастье не в потреблении и не в удовлетворении похотей, а в единении с Богом. Даже само слово счастье имеет тот же корень, что и слово причастие. то есть счастье - это значит жить с частью Бога в себе, быть соучастником Божественной жизни. Вот что такое счастье. именно для этого счастья создан человек и в этом есть смысл жизни - принимать эту часть в себя и приумножать её в себе и становиться счастливым.
Lileyn , возраст: 22 / 10.12.2010
Человек от природы не получает двух знаний, которые нужны для человеческого понимания жизни. И человек не знает, зачем мы живём, и что такое половое свойство. От этого у людей проблемы и с жизнью, и с сексом. Не понимая жизнь, люди не могут нормально думать о жизни, и поэтому живут по-ненормальному. Про смысл жизни я написал здесь в комментариях раньше. Про секс здесь вроде не по теме. Прочитать про смысл жизни и смысл секса можно на сайте "Про главное". Там всего около листа текста. proglavnoe.narod.ru
Виктор , возраст: 41 / 18.07.2010
В добавление к моему комментарию "Смысл жизни" от 02.07.2010. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ > Цель жизни - это сама жизнь. > У человека две цели в жизни - для себя и для других. Для себя - это жить как можно лучше самому. Для других - это сделать так, чтобы другие жили хорошо, и сохранять и продолжать жизнь, потому что наша жизнь нужна Богу. > Мы живём, и это нужно Богу. Мы просто живём.
Виктор , возраст: 41 / 18.07.2010
Дима, написано, что вывод, будто мы Богу не нужны, - это вывод неправильный, и что на самом деле мы ему нужны. Оттого, что жизнь кажется людям бессмысленной, люди стараются жить, не думая, и пьют, чтобы не думать. Для кого-то это не важно. Для кого-то важно. Люди разные.
Виктор , возраст: 41 / 04.07.2010
Виктор, откуда такие данные, что Бог не всемогущ у себя? Наверное он все-таки всегомогущ, просто не стоит на него применять человеческие понятия, вроде тех, что кто всемогущ тому ничего не надо, потому что это не сопостовимо... это все человеческое, а не Божественное. Бог - есть любовь, как же мы ему можем быть не нужны ни смотря ни на что? Не нужны бы были, то и Сын Божий бы не пришел. Вообще рассуждать, зачем то зачем сё относительно Бога - лучше не рассуждать, потому что мне кажется наш рассудок сам не сможет это вместить, но кому надо Бог откроет. И эти те кто надо - святые
Дима , возраст: 22 / 02.07.2010
СМЫСЛ ЖИЗНИ > Теперь известно, зачем мы живём. > Смысл жизни в том, что мы нужны Богу. > За пределами нашего мира Бог не всемогущ, и ему может быть что-то нужно. Наше знание о том, что Бог всемогущ, относится только к нашему миру. > Теперь подробнее. > Когда человек думал, зачем мы живём, он сначала определял всё правильно. Человек понимал, что смысла жизни в самой жизни быть не может, и что у жизни есть смысл, только если все мы кому-то нужны. И понимал, что мы нужны Богу. Это и есть смысл жизни. > Но дальше люди ошибались и решали, что жизнь бессмысленна. Люди думали так - Бог всемогущ, значит, ему ничего не нужно, и мы ему не нужны, и получается, что мы никому не нужны, и жизнь бессмысленна. А если считать, что жизнь бессмысленна, то всё в жизни теряет смысл. Поэтому люди боялись по-настоящему думать о жизни, чтобы не додуматься до бессмысленности. > Теперь известно, как на самом деле. > Наше знание о том, что Бог всемогущ, относится только к нашему миру. За пределами нашего мира Бог не всемогущ, и ему может быть что-то нужно. И мы ему нужны. > Смысл жизни в том, что мы нужны Богу. > Зачем мы нужны Богу - нам не важно. Чтобы у жизни был смысл, достаточно того, что мы ему нужны. > Бог допустил зло в мире, потому что был вынужден это сделать. Бог нас любит, но он не полностью всемогущ, и он был вынужден допустить зло в мире. Для нас главное то, что Бог нас любит.
Виктор , возраст: 41 / 02.07.2010
Смысл жизни ...уже в том,что ты родился...а лучше почитать Экклезиаст-там есть всё!
heidi , возраст: 23 / 18.05.2010
Интересно было почитать Ваш пост. В некотором согласна с Вами, особенно в том, что эгоистичная жизнь, смысл которой только в получении удовольствий и удовлетворения \"я, мне, мое\" - это слишком тупо! жизнь - больше всего этого! счастье от того, что ты сделал кого-то счастливым - больше, чем если бы ты купил себе 25-ую ненужную вещь для удовлетворения собственной похоти - в смысле \"хочу\" (не важно какой сферы это касается). Блаженнее отдавать! Любовь не тянет на себя одеяло, любовь отдает. Любовь – единственный бизнес, в котором окупается абсолютная расточительность. Дарите ее, разбрасывайте, расплескивайте повсюду, выверните карманы, вытряхните корзины, - и назавтра у вас ее будет больше, чем когда-либо прежде. Если уж мы и созданы по образу и подобию Бога, то стоит помнить, что Бог есть любовь, а не просто высшая реальность и сверхразум. от того, что мы много знаем, мы можем стать рахитами с большими головами от знаний и с маленькими сердцами, не способными вмещать других людей такими, какие они есть. Что же делать? Практиковать в своей жизни доброе, поступать по любви с ближними, быть выше обид и примитивных удовольствий. Делая это, ты будешь счастливым) да, и к тому же не только ты сам, Бог может делать через тебя великие дела, классные дела, добрые дела. Осталось только научиться слышать Его и понять, чего Он на самом деле от тебя хочет и для тебя хочет...
REMA , возраст: 25 / 28.04.2010
Статья неплоха, но очень и очень субъективна
Эля , возраст: 26 / 01.03.2010
Уважаемый Марсель! Меня обычно настораживает, когда люди пишут некоторые слова с большой буквы (Биосфера, Реальность и пр.)В остальном Вы мне напомнили меня. Только немного прежнюю, меня - вчера. Скажу только, что когда я стала не слушать, а слышать батюшек в церкви, мои дела быстро пошли на поправку. В Вас столько любви к миру и справедливости, что осталось только применить её на практике, другими словами - остановить зло на себе, не передать дальше, не разгневаться, остановить зло. Короче, начать с себя (ведь Вы же хотите изменить мир к лучшему?)))
Наталия , возраст: 32 / 15.02.2010
статья очень интересная и правильная.Только один вопрос.Как это все сделать в нашем маленьком эгоистическом мире где сосед ненавидит соседа. А соединяться надо иначе мы все перебьем друг друга.
евгений(евгений63) , возраст: 46 / 24.12.2009
Бог в каждом. Только вот не все его находят. Апостолы нашли, а фарисеии почему-то не нашли и отказались искать, хотя и глазами видели дела тех, кто нашел. Вот священники как люди более опытные, и получившие благодать и не растерявшие ее и есть посредники. Посредник нужен, чтобы привести. А если человек думает, что сам дойдет - то это надменность духа. А надменность духа не даст ему придти к Творцу. Надменность - удел сами знаете кого.
Дима , возраст: 21 / 17.11.2009
посредники между богом и человеком? бог в каждом из нас.
Иван Богуславский , возраст: 18 / 09.11.2009
Хорошо, что сейчас условия жизни человека дают возможность считать эти проблемы поиска смысла жизни главными. Значит большая часть населения живет хорошо. В лагерях и в рабстве об этом рассуждать некогда... Был ли смысл созидания у них там? А ведь мы сейчас пользуемся плодами их созидания в неволе.. А там была именно та часть выбора: \"Мы должны!\"
Александр К , возраст: 61 / 03.10.2009
Несколько сумбурно и витиевато, но есть много здравых мыслей...Особенно - насчёт общества потребления и бесконечной гонки за удовольствиями. Человечество в этой гонке и загубит себя, точнее - уже практически загубило.
NEMO , возраст: 39 / 04.09.2009
Интересно, модераторы читали эту статью????? Толстовцы говорите?????? все понятно...... Уважаемый Марсель!!! Вы к сожалению опять заблудились.Обратите внимание на ПРАВОСЛАВИЕ!!!!! В ВЕРЕ Вы найдете ответы на многие вопросы о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ!!!!!
Катя , возраст: 29 / 19.08.2009
Истинно, говорю я вам...
Илья , возраст: 31 / 24.07.2009
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Смысл жизни (Владимир Марцинковский, профессор этики)
Без любви (Философ Иван Ильин)
Смысл жизни (Семён Франк)
Пять основных сожалений умирающих (Брони Вэе)
Мой смысл жизни (Петр Мамонов)
Смысл жизни познается на похоронах (Дмитрий Семеник, психолог)