Может ли медведь быть гомосексуалистом?
Материал «Почему гомосексуалистами не рождаются» вызвал бурные дебаты среди читателей. Основной аргумент критиков сводился к утверждению: «Гомосексуализм есть и у животных, следовательно, это естественное природное явление». Кто и когда доказал этот факт, принятый многими за аксиому? Мы не стали верить голословным утверждениям и обратились за разъяснениями к экспертам.
Ответы специалистов обычно бывают непредсказуемы. Идешь на интервью, как будто готовая ко всему. А в результате все равно получаешь нечто неожиданное. Вот и сейчас. Казалось бы, есть только два варианта ответа на вопрос «есть ли гомосексуализм у животных?». Либо да, либо нет. Но выясняется, что все совсем не так просто.
Мои собеседницы — зоологи Елена Федорович и Ирина Вощанова. Они коллеги, стоят примерно на одних и тех же научных позициях и вообще довольно единодушны. Обращаюсь к каждой поочередно:
— Елена, скажите, среди животных встречаются гомосексуальные пары?
— Нет.
— Ирина, а вы что скажете? Есть ли у животных сексуальные отношения с особями своего пола?
— Да сколько угодно.
«Ну вот и поговорили», — проносится в голове. Видя мою растерянность, Елена Федорович приходит на помощь и у нас, наконец, завязывается разговор о том, как правильно задавать вопросы, что такое научная истина, и почему нельзя сравнивать людей с животными.
Елена Федорович: Давайте начнем с определения гомосексуализма. Что это такое, по-вашему? Что мы будем искать у животных?
— Гомосексуализм — это сексуальное влечение к особи своего пола.
Ирина Вощанова: Я бы с осторожностью использовала слово влечение по отношению к животным. Потому что иначе мы очень быстро начнем проецировать на животных свои собственные чувства.
Елена Федорович: Если мы представляем себе гомосексуализм как отношения двух любовников, то у животных этого нет. «Любовники» — это категория человеческая. А у животных все проще. У них половое поведение выполняет две функции — воспроизводства и поддержания социальных связей. С воспроизводством все понятно: две особи сходятся ради размножения. Здесь интерес к партнеру своего пола просто невозможен. Самец ищет самку. Самка — самца.
Ирина Вощанова: У некоторых видов сексуальное поведение этим ограничивается. Скажем, у животных-одиночек. Ну, вот к примеру медведи. Самец с самкой находятся вместе только в период гона у самки. Когда гон заканчивается, они расстаются, самец уходит и остается один. Тут все понятно и однозначно.
Елена Федорович: Но многие виды используют элементы полового поведения для выстраивания отношений и взаимодействия внутри группы. И в этом случае половое поведение имеет другой смысл — не сексуальный. Это принципиально. Вот приматы, например. Они живут сложно структурированными многочисленными группами, где много самцов, много самок. Внутри таких групп складываются свои отношения, каждая особь занимает в ней определенное место. И элементы полового поведения часто используются самцами для поддержания коалиции. Это не имеет никакого отношения к гомосексуализму, они таким образом просто подтверждают свои дружеские отношения. Вообще у животных часто элементы поведения из разных функциональных сфер используются для взаимодействия. Понимаете, ведь у зверей нет ни табу, ни представлений о приличии. Они всеми органам пользуются открыто и в равной степени. У нас в зоопарке, например, можно наблюдать такую картину. Когда самки павианов спускаются к еде, самец сидит специфически демонстративно, показывая половые органы. Часть посетителей при этом оттаскивают своих детей, чтобы те не видели, часть наоборот стоит хихикает «Ах, какой бесстыдник!». Но никто не видит реального смысла происходящего. А смысл в том, что павиан переживает: столпились люди, а самки вышли поесть. Ему надо их защитить! ОН не бесстыдник и не извращенец. Он демонстрирует охранное поведение. Почему оно именно так проявляется? Не знаю, так эволюционно сложилось. Но это ни в коей мере не половое поведение. Это элемент демонстрационного поведения с использованием части тела животного. А человек преломляет это через свои культурологические нормы и навязывает поведению животного те функции, которые ему не свойственны.
Ирина Вощанова: Возьмем самый расхожий пример. Гуляют две собаки женского пола, одна пытается сделать садку на другую — забирается передними лапами на её круп. Это не половое поведение, это проявление доминирования. Когда две особи животных приблизительно равны, это очень дискомфортно для них обеих. Должна быть какая-то предсказуемая разница между «я» и «она». И эти отношения выясняются иногда вот таким образом. Это уже не поддержание дружеской связи, о которой мы говорили раньше. Это поведение сигнализирует «мы с тобой, друг, оба хороши, но я поувереннее и в каком-то смысле главнее».
Елена Федорович: Хозяева иногда хихикают, когда собака на них вскакивает. Иногда даже думают, что это особое проявление собачьей любви к ним. Ничего подобного! Это все те же элементы полового поведения, встроенные в контекст поддержания отношений между человеком и животным. Садка для собаки — демонстрация доминирования, в данном случае собаки над хозяином.
Ирина Вощанова: Короче, отвечаем на ваш вопрос. Случаи спаривания между однополыми особями в природе нам неизвестны.
— Ухаживания самца за самцом в природе тоже есть?
Елена Федорович: Могут быть. У горлиц, например. Если у них долго не было возможности встретить самку своего вида, они за кем угодно будут ухаживать. Им же не из чего выбирать, а природа требует. Удлиненный световой день, тепло, гормоны играют. Если рядом с самцом нет самочки своего вида, он будет за самочкой другого вида ухаживать. Если нет самочки, будет за самцом ухаживать, если нет самца, за неодушевленным предметом будет ухаживать – например, за скомканным носовым платком. Это называется демонстрация ухаживания. Поведение выплескивается на все более и более обобщенный стимул.
— Тогда объясните мне, откуда взялось ставшее уже общепринятым утверждение, что есть животные-гомосексуалисты?
Ирина Вощанова: Потому что элементы полового поведения с особями своего пола действительно есть. Весь вопрос в маленькой детали — спариваются ли они при этом. Если речь идет о реальном спаривании – гомосексуализма в животном мире нету, если речь идет о половом поведении — есть.
Елена Федорович: Но функция этого поведения иная. Беда состоит в том, что элементы полового поведения вырываются из контекста и интерпретируются, исходя из нашего, человеческого опыта. Мы все больше тяготеем к антроморфизму — то есть отождествляем себя с животными, а животных с собой. Это совершенно не научный подход. К сожалению в науке это делается налево и направо – разрушается системное видение ситуации. Сейчас популярна интерпретация на основании отдельных фактов. Один кобель вскочил на другого — все, зафиксировано. А то, что для животных это имеет другой смысл, уже никого не волнует. Это все равно, что врач по одному единственному симптому «болит горло» поставит диагноз «гнойная ангина». Мы все скажем, что это плохой врач. Хороший врач, прежде чем сделать заключение, осмотрит вас, проанализирует все симптомы и составит целостную картину болезни. Вот и мы как ученые должны рассматривать ситуацию в комплексе, а не выдергивать из нее то, что можно интерпретировать по своему вкусу...
— Вообще, насколько корректно апеллировать к животным, обсуждая какие-то явления человеческой жизни?
Елена Федорович: Некорректно. У животного нет нравственного выбора. И это основное. Кроме того, животные живут здесь и теперь и не могут оценить последствия своих поступков. И ответственности за поступки, соответственно, не несут. Поэтому любое сравнение человека с животным, на мой взгляд, носит спекулятивный характер. И когда говорят, что человек венец природы, а звери — это твари безмозглые. И наоборот, что они лучше нас. Это все спекуляции. Нельзя сравнивать. У них тоже есть ножки, голова и другие органы, но это не значит, что мы одинаковые. То, что у них происходит, хорошо и правильно для них. Для нас другое задумано. Потому что у нас есть воля, возможность выбора и несение ответственности за этот выбор.
СПРАВКА:
Федорович Елена Юрьевна
Закончила факультет психологии МГУ. Работает в лаборатории зоопсихологии при кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. Сфера научных интересов — поведение животных в ситуациях новизны (исследовательское поведение), взаимодействие людей и животных, проблемы антропоморфизма
Вощанова Ирина Павловна
Закончила биофак МГУ. 25 лет работает в Московском Зоопарке, из них последние 15 лет в отделе научных исследований. Сфера научных интересов — поведение животных, патологическое поведение и способы его коррекции.
5056 |
Александра Полонская |
Ваши отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Гей – это необходимость или выбор? (Владимир Кудояров)
Врожденного гомосексуализма не бывает (Чарльз Сокаридес)
Чем «геи» отличаются от «педерастов» (Руслан Осташко)
Гомосексуализм — болезнь, распространяемая СМИ (Часть 1) (Психиатр Марк Цукерман)
Гомосексуализм — болезнь, распространяемая СМИ (Часть 2) (Психиатр Марк Цукерман)
Гомосексуалисты неспособны воспитывать детей (Андрей Гурензай)
Радужная вера (Елена Чудинова, писательница)
Психологические истоки гомосексуализма (Робин Скиннер)
«Я бисексуалка и я против ЛГБТ-движения» (Анастасия Миронова)