Лучшие фильмы

Форрест Гамп и герои нашего времени

Недавно я посмотрел известный и очень популярный фильм 90-х годов, к тому же премированный «Оскаром», – «Форрест Гамп» с Томом Хэнксом в главной роли. После этого я некоторое время не мог прийти в себя от шока, потому что давно уже не видел в русском кинематографе ничего столь по христиански доброго и положительного. И вообще, пытался ли какой либо наш режиссер посвятить свой фильм юродивому? Вот вам и пример американского героя!..

Сразу оговорюсь: конечно же, Форрест Гамп – не юродивый в привычном для русских, православном значении этого слова. Это человек, который из-за детского церебрального паралича сделался, с точки зрения окружающих, умственно неполноценным, калекой. Некоторое время он даже не мог ходить без специальных протезов. Но однажды, спасаясь от преследования одноклассников, он вдруг пустился бежать, забыв о своих протезах. Он впервые в жизни бежал так. что никто не мог его догнать. С тех пор он так и бегал от одноклассников, за мячом на поле для регби, под огнем во Вьетнаме, вынося из горящего леса своих товарищей.

«Идиот» Форрест Гамп проживает свою жизнь от рождения до зрелости – вместе со всей Америкой. Он становится участником исторически значимых событий, он как бы встроен в историю США 50-х-80-х годов. И это неслучайно, режиссер настойчиво педалирует эту связь: Гамп и американские президенты, Гамп и Элвис Пресли, Гамп и Джон Леннон, Форрест Гамп и противники войны во Вьетнаме.

Но стержень всего – личная история, история того, как Форрест влюбился. Однажды и на всю жизнь. И как этот американский малоразговорчивый «князь Мышкин» своей верностью завоевывает себе право на любовь, на авторитет, право стать мужем и отцом. И о том, какую высокую цену он заплатил за все это.

Я написал, что Форрест Гамп – юродивый. В каком смысле? Не в том только, что люди считают его умственно отсталым (в конце концов, слушая его речи, все яснее понимаешь, какой мудростью обладает этот человек на самом деле, как много в жизни он понимает и умеет открыть для других людей). Нет, не в умственной отсталости дело! Скорее, Форрест Гамп – человек отсталых, отставших от времени представлений, он думает о вере, любви, честности, патриотизме иначе, чем сейчас принято.

Для начала, это человек, который всегда носит в своей душе Христа, который живет по законам христианской Любви к Богу и ближнему. Когда его спрашивают: «Ты уже нашел Христа?», он совершенно серьезно отвечает: «Я и не знал, что Его нужно искать».

Он верит и в бессмертие души, поэтому для него вполне естественно, например, разговаривать с погибшим другом, с умершей женой на ее могиле – так, как будто он видит их прямо перед собой. Это не значит, что Форрест Гамп какой-то спиритист и, вызывая души покойников, общается с ними. Нет. Стоя у могилы жены, он заплачет и скажет: «Я так скучаю по тебе!» И в его словах будет такая горечь потери, что смотреть эти кадры без слез невозможно.

Форрест Гамп – юродивый, потому что для него ценность дружбы и верность слову остаются превыше всего. На мой взгляд, та ответственность, которую он несет за свои поступки, степень этой ответственности – и есть Любовь к ближнему, в самом светлом, самом полном ее понимании. Ответственность – это не только спасение товарищей на войне, когда, рискуя жизнью, Форрест выносит их одного за другим из-под обстрела. Это еще и верность собственному слову.

Однажды на фронте, во Вьетнаме, он обещает своему другу – негру Баббе – стать его компаньоном по ловле креветок. Когда Бабба погибает, у Форреста, казалось бы, не остается никаких обязательств перед ним. Но вот он покупает лодку и начинает креветочный бизнес, который на тот момент кажется практически безнадежным. Он делает это, потому что обещал! Он постоянно думает о друге, которому дал зарок, о его семье. Содержание этой семьи он взял на себя и стал выплачивать матери Баббы его долю, как если бы ее сын был жив.

Еще один признак юродства – целомудрие. Форресту Гампу становится плохо при виде раздевающейся женщины, и это вначале списываешь на его болезненность, некую форму импотенции. Однако потом, много позже, видишь, что ему просто невыносима нечистота отношений, что плотская любовь для него слишком сокровенна, она – таинство. Когда эта любовь станет подлинной и взаимной, все будет в порядке. И родится мальчик. Абсолютно здоровый, умный ребенок.

Заповедью Любви Форрест Гамп руководствуется во всех своих поступках. Мы привыкли думать, что любящий человек должен преследовать любимого, непрестанно напоминать о своих чувствах. Форрест Гамп, напротив, постоянно отпускает Дженни – женщину, которую любит больше всего на свете. Он негодует, когда она уезжает с каким-то псевдореволюционером, но при этом он говорит ей только: «Ты должна быть дома, в штате Алабама!!!» – и все. Он ее не удерживает. Он терпит, ждет и побеждает любовью, смиренной и очень терпеливой любовью.

Форрест Гамп в какой-то момент говорит своей любимой Дженни: «Ты не выходишь за меня замуж, потому что думаешь, что я не умею любить. Ты ошибаешься. Может быть, я знаю о любви больше, чем многие». Впрочем, о какой любви он говорит? Только ли о любви между мужчиной и женщиной?..

Пожалуй, Форрест Гамп юродивый еще и потому, что он патриот. И он не боится и не стыдится этого. Он готов всегда делать то, к чему призывает его родина, не спрашивая, зачем это нужно лично ему. Он патриот, и Америка как государство признает в нем героя.

Форрест Гамп, безусловно, – герой своего времени. Но кроме этого, он еще и герой своей страны. Согласно протестантской этике, святой или избранный Богом человек должен преуспевать во всех отношениях. Поэтому Форрест Гамп в конце концов достигает богатства, и любимая к нему возвращается, и в историю он встроен. Он имеет все знаки американской благонадежности, соответствия идеалу – Американской мечте. Кажется, из кальвинистской идеи о предопределении следует, что если человек хорошо работает, преуспевает, достиг успеха без обмана – значит, это свидетельство Божиего внимания к нему, знак избранности. Если же он нищ, значит, Бог его не замечает, он не предызбран для жизни в раю.

Поэтому Форрест Гамп, безусловно, – юродивый, но юродивый преуспевающий, т.е. своеобразное воплощение Американской мечты. Конечно, это не может быть упреком: трудно требовать от американцев (и стоит ли?), чтобы они стали снимать фильмы не о своих героях, а о русских юродивых.

В фильме о Форресте Гампе, однако, есть и очень существенный недостаток, характерный, мне кажется, для американского кино вообще, – это попытка обязательно делать кино-для-всех. Каждый воспринимает американские фильмы как хочет, как ему понятнее и ближе. Если кто-то видит в «Форресте Гампе» фильм про удачливого умственного урода – это его право. Если воспринимает ленту как трогательную мелодраму, и только – это тоже право зрителя. Получается, что американское кино, отказываясь брать на себя «учительские» функции, не воспитывает своего зрителя, но подстраивается под него.

Советское кино в этом отношении было, так сказать, диктаторским, очень требовательным. Это относится, кстати сказать, и к фильмам Тарковского, которые сложны для понимания, которые заставляют задуматься и требуют как минимум философской трактовки. Подобные киноленты – это кино-не-для-всех. Конечно, оно становилось более замкнутым, элитарным, но, мне кажется, это был честный путь. Кино несло ту самую учительную функцию, довольно высокую и важную.

Сегодня мы в своем магистральном кинонаправлении либо снимаем никому не нужную «чернуху», либо, вслед за американцами, идем по более легкому пути, пытаясь угодить всем. И в этом мы проигрываем – и нашему прежнему кино, и современному американскому. Мы все равно отстанем от Америки, пытаясь сделать нашего героя «американским».

Размышляя о фильме «Форрест Гамп», я думал о том, что мы многое уже навсегда потеряли – из того, что считали своим, уникальным. Мы потеряли коммунистические иллюзии, статус сверхдержавы, экономическую и военную мощь. Мы также почти разучились делать патриотическое и одновременно сердечное, человеческое кино – теперь его тоже снимает Америка. Даже о войне, которую мы привыкли считать НАШЕЙ, снят теперь американский фильм – «Спасти рядового Райана», столь похожий на наши «Горячий снег», «А зори здесь тихие». «Освобождение».

В заключение я бы хотел высказать еще одно соображение, которое наверняка многими будет не понято и не принято. Мне видится, что единственный подлинно уникальный опыт, которым Россия может и должна открываться миру независимо от своего экономического и даже культурного расцвета или упадка, – наше особое переживание Православия, наш собственный опыт стремления ко Христу.

Здесь, наряду с другими народами, мы достигли собственных, выстраданных и реальных вершин. Если бы это было не так, мир не вчитывался бы с такой надеждой в книги Достоевского, не искал бы встречи с иконами Рублева... Надо перестать гоняться за «стандартами», а обратиться к тому единственному, нестандартному, но единому Началу, Которое соединило единожды нас и стало нашим, особенным путем в истории...

Конечно, фильм «Форрест Гамп» очень многогранный. Мои размышления о нем многими могут быть оспорены.

И я с этим тоже соглашусь.

Foma.ru


( 8 голосов: 5 из 5 )
 
1399
 
Владимир Гурболиков

Владимир Гурболиков



Ваши отзывы

Ваш отзыв*
Ваше Имя (Псевдоним)*
Сколько Вам лет?*
Ваш email
Анти-спам *

Фильм действительно великолепный. Сколько раз его смотрела, уже и не сосчитать. Для меня Форрест - это некий собирательный образ. Кто-то считает его тупеньким, умственно отсталым, но интуитивно, каким-то духовным взором, он воспринимает все очень правильно.

Лёля , возраст: 32 / 28.07.2012

Да фильм хороший очень хороший стоящий просмотра каждому, подобных фильмов очень мало. Не так давно моя дочурка при мне села смотреть один Индийский фильм, я по как обычно не стал обращать внимания, но где то спустя час я заметил, как моя дочь (девочка очень тяжёлого характера, не из плаксивых) начала рыдать в два ручья. После просмотра ею этого фильма, я попросил включить этот фильм , чтобы самому увидеть , что же там настолько трогательного... И по правде чего чего , но такого великолепного фильма от Индии я не ожидал...самому хотелось броситься в слёзы. Фильм назывался "Меня зовут Кхан" всем и всем советую посмотреть, он имеет очень глубокий смысл и носит какого то рода свой особенный характер кинематографии. Сюжет раскрывать не стану, т.к. считаю Вам будет полностью интересней увидеть его самим.

Игорь Константинович , возраст: 52 / 27.06.2012

Роберт Земекис - режиссер "Форреста Гампа", он же и режиссер знаменитой трилогии "Назад в будущее", очень талантливый режиссер. Владимир, Вы правы, что наши пытаются угнаться за американским кино, но увы - цели не достигают. Ведь у каждой страны, у каждого народа - свои таланты. США всегда по съемкам шла вперед, пусть даже и многие фильмы о ни о чем, но выбрать стОящее всегда можно. Даже если взять в пример фильм "Куда приводят мечты", "Мальчик и девочка", "Звездная пыль" и полно других фильмов. Пусть даже они и не православные, все равно можно почерпнуть полезное из этих фильмов!)

Настя , возраст: 24 / 06.07.2011

Согласна с Владимиром почти во всём. Поспорю насчёт "почти разучились делать патриотическое и одновременно сердечное, человеческое кино" - скорее кино это делается, а вот телеканалы закупают для показа всей стране аморальную кинопродукцию, которую в здравом уме смотреть невозможно. Не ранее как вчера я решила посмотреть вечером фильм (вообще сериалы смотрю крайне редко, и не мыло): начался новый росиийский сериал по первому. Устала после тяжёлого дня. Вроде и актёры известные, и идея наверно неплохая. Когда дошло дело до сцены насилия над невинной девушкой, я выключила телевизор, расплакалась (а знаете почему? Потому что уже сил нет, сил нет видеть одно только мерзкое и плохое, мерзкое и плохое).Вечер был испорчен. Молилась, успокоилась.У нас дома на дисках замечательные фильмы Михалкова, "Остров", фестивали "Семья России", Дмитрий Смирнов. Это можно смотреть и плакать от сердечного тепла. "Форест Гамп" уже много лет люблю, а "Спасти рядового Райана" по-моему самый реалистичный фильм о войне.

Наталия , возраст: 32 / 09.02.2010

Кино, да, воспринимается как светлая, местами трагичная история. А вот книга такого впечатления не оставила, фильм все же лучше книги. И странно, что из книги, которая оказалась хуже фильма, вышел великолепный фильм. Перед режиссером и Томом Хэнксом снимаю шляпу.

NetMan , возраст: 27 / 25.01.2010

Я его два раза смотрел. Один раз в 15 лет а во второй раз почти в 28. Удивительно светлое кино. Подходит для всех возрастов.

Виктор К , возраст: 28 / 22.11.2009

Я считаю что фильм \"Форест Гамп\" это просто отличный фильм, даже не фильм что то вроде пособия как нужно жить и какие качества нужно в себе развивать, для того, чтобы обрести счастье и любовь!!! Огромный респект людям которые сделали этот фильм!!!

Сакен , возраст: 25 / 02.08.2008

Замечательное кино!!!Тот факт,что это фильм для всех,скорре,не недостаток,а позитивный аспект.highbrow cinema для широкой аудитории,для самых различных соцгрупп - это ли не уникальность,это ли не позитив??? Безусловно,должно быть highbrow cinema не для всех (например,тот же приводиый в статье Тарковский),но,если создано такое явление,как Форрест,который потенциально может быть любим всеми и каждым,остается лишь снять шляпу перед режиссером и актерами,признав их бьющий через край талант,данный Богом!!!

Санчо Пансо , возраст: 21 / 23.06.2008

Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Внутренняя сторона Ежика (встреча с авторами «Смешариков») (Анна Старобинец)
Я за любовный госзаказ (Режиссер Сергей Соловьев)
Возвращаясь к «Солярису» (Владимир Гурболиков)
Фильм-событие нельзя сделать по идеологической кальке (Сергей Шумаков)
Интервью с режиссером фильма «Остров» (Режиссер Павел Лунгин)
Соединить обрывки времен (Кинокритик Лев Карахан)

Самое важное

Лучшее новое

Родноверие, язычество

Откровение бывшего язычника

Оттуда я впервые узнал слово «язычник». И чья-то умелая рука подвела меня к идее, что для того чтобы стать сильным, успешным и победить всех нацменов я должен стать язычником! А что такое стать язычником? Это в первую очередь отрицать христианство по каждому пункту, ведь только лишь благодаря ему гордые Русичи стали тем разобщённым биомусором, которым являются сейчас. Скупать маечки и балахончики с коловратами, купить себе оберег со свастичным символом эдак за 3000 р. серебряный, купить «русскую рубаху» расшитую свастичным символом. И плевать, что это раздражает каких-то там ветеранов. Нас интересуют лишь далёкие предки, которые жили до Крещения Руси. А эти, прадедушки и прабабушки — зомбированные коммунисты или православные с промытыми мозгами — они для язычника не авторитет.

диагностический курс

© «Реалисты». 2008-2015. Группа сайтов «Пережить.ру».
При копировании материалов обязательна гиперссылка на www.realisti.ru.
.Редакция — info(собака)realisti.ru.     Разработка сайта: zimovka.ru     Дизайн - Наталья Кучумова .