Форрест Гамп и герои нашего времени
Недавно я посмотрел известный и очень популярный фильм 90-х годов, к тому же премированный «Оскаром», – «Форрест Гамп» с Томом Хэнксом в главной роли. После этого я некоторое время не мог прийти в себя от шока, потому что давно уже не видел в русском кинематографе ничего столь по христиански доброго и положительного. И вообще, пытался ли какой либо наш режиссер посвятить свой фильм юродивому? Вот вам и пример американского героя!..
Сразу оговорюсь: конечно же, Форрест Гамп – не юродивый в привычном для русских, православном значении этого слова. Это человек, который из-за детского церебрального паралича сделался, с точки зрения окружающих, умственно неполноценным, калекой. Некоторое время он даже не мог ходить без специальных протезов. Но однажды, спасаясь от преследования одноклассников, он вдруг пустился бежать, забыв о своих протезах. Он впервые в жизни бежал так. что никто не мог его догнать. С тех пор он так и бегал от одноклассников, за мячом на поле для регби, под огнем во Вьетнаме, вынося из горящего леса своих товарищей.
«Идиот» Форрест Гамп проживает свою жизнь от рождения до зрелости – вместе со всей Америкой. Он становится участником исторически значимых событий, он как бы встроен в историю США 50-х-80-х годов. И это неслучайно, режиссер настойчиво педалирует эту связь: Гамп и американские президенты, Гамп и Элвис Пресли, Гамп и Джон Леннон, Форрест Гамп и противники войны во Вьетнаме.
Но стержень всего – личная история, история того, как Форрест влюбился. Однажды и на всю жизнь. И как этот американский малоразговорчивый «князь Мышкин» своей верностью завоевывает себе право на любовь, на авторитет, право стать мужем и отцом. И о том, какую высокую цену он заплатил за все это.
Я написал, что Форрест Гамп – юродивый. В каком смысле? Не в том только, что люди считают его умственно отсталым (в конце концов, слушая его речи, все яснее понимаешь, какой мудростью обладает этот человек на самом деле, как много в жизни он понимает и умеет открыть для других людей). Нет, не в умственной отсталости дело! Скорее, Форрест Гамп – человек отсталых, отставших от времени представлений, он думает о вере, любви, честности, патриотизме иначе, чем сейчас принято.
Для начала, это человек, который всегда носит в своей душе Христа, который живет по законам христианской Любви к Богу и ближнему. Когда его спрашивают: «Ты уже нашел Христа?», он совершенно серьезно отвечает: «Я и не знал, что Его нужно искать».
Он верит и в бессмертие души, поэтому для него вполне естественно, например, разговаривать с погибшим другом, с умершей женой на ее могиле – так, как будто он видит их прямо перед собой. Это не значит, что Форрест Гамп какой-то спиритист и, вызывая души покойников, общается с ними. Нет. Стоя у могилы жены, он заплачет и скажет: «Я так скучаю по тебе!» И в его словах будет такая горечь потери, что смотреть эти кадры без слез невозможно.
Форрест Гамп – юродивый, потому что для него ценность дружбы и верность слову остаются превыше всего. На мой взгляд, та ответственность, которую он несет за свои поступки, степень этой ответственности – и есть Любовь к ближнему, в самом светлом, самом полном ее понимании. Ответственность – это не только спасение товарищей на войне, когда, рискуя жизнью, Форрест выносит их одного за другим из-под обстрела. Это еще и верность собственному слову.
Однажды на фронте, во Вьетнаме, он обещает своему другу – негру Баббе – стать его компаньоном по ловле креветок. Когда Бабба погибает, у Форреста, казалось бы, не остается никаких обязательств перед ним. Но вот он покупает лодку и начинает креветочный бизнес, который на тот момент кажется практически безнадежным. Он делает это, потому что обещал! Он постоянно думает о друге, которому дал зарок, о его семье. Содержание этой семьи он взял на себя и стал выплачивать матери Баббы его долю, как если бы ее сын был жив.
Еще один признак юродства – целомудрие. Форресту Гампу становится плохо при виде раздевающейся женщины, и это вначале списываешь на его болезненность, некую форму импотенции. Однако потом, много позже, видишь, что ему просто невыносима нечистота отношений, что плотская любовь для него слишком сокровенна, она – таинство. Когда эта любовь станет подлинной и взаимной, все будет в порядке. И родится мальчик. Абсолютно здоровый, умный ребенок.
Заповедью Любви Форрест Гамп руководствуется во всех своих поступках. Мы привыкли думать, что любящий человек должен преследовать любимого, непрестанно напоминать о своих чувствах. Форрест Гамп, напротив, постоянно отпускает Дженни – женщину, которую любит больше всего на свете. Он негодует, когда она уезжает с каким-то псевдореволюционером, но при этом он говорит ей только: «Ты должна быть дома, в штате Алабама!!!» – и все. Он ее не удерживает. Он терпит, ждет и побеждает любовью, смиренной и очень терпеливой любовью.
Форрест Гамп в какой-то момент говорит своей любимой Дженни: «Ты не выходишь за меня замуж, потому что думаешь, что я не умею любить. Ты ошибаешься. Может быть, я знаю о любви больше, чем многие». Впрочем, о какой любви он говорит? Только ли о любви между мужчиной и женщиной?..
Пожалуй, Форрест Гамп юродивый еще и потому, что он патриот. И он не боится и не стыдится этого. Он готов всегда делать то, к чему призывает его родина, не спрашивая, зачем это нужно лично ему. Он патриот, и Америка как государство признает в нем героя.
Форрест Гамп, безусловно, – герой своего времени. Но кроме этого, он еще и герой своей страны. Согласно протестантской этике, святой или избранный Богом человек должен преуспевать во всех отношениях. Поэтому Форрест Гамп в конце концов достигает богатства, и любимая к нему возвращается, и в историю он встроен. Он имеет все знаки американской благонадежности, соответствия идеалу – Американской мечте. Кажется, из кальвинистской идеи о предопределении следует, что если человек хорошо работает, преуспевает, достиг успеха без обмана – значит, это свидетельство Божиего внимания к нему, знак избранности. Если же он нищ, значит, Бог его не замечает, он не предызбран для жизни в раю.
Поэтому Форрест Гамп, безусловно, – юродивый, но юродивый преуспевающий, т.е. своеобразное воплощение Американской мечты. Конечно, это не может быть упреком: трудно требовать от американцев (и стоит ли?), чтобы они стали снимать фильмы не о своих героях, а о русских юродивых.
В фильме о Форресте Гампе, однако, есть и очень существенный недостаток, характерный, мне кажется, для американского кино вообще, – это попытка обязательно делать кино-для-всех. Каждый воспринимает американские фильмы как хочет, как ему понятнее и ближе. Если кто-то видит в «Форресте Гампе» фильм про удачливого умственного урода – это его право. Если воспринимает ленту как трогательную мелодраму, и только – это тоже право зрителя. Получается, что американское кино, отказываясь брать на себя «учительские» функции, не воспитывает своего зрителя, но подстраивается под него.
Советское кино в этом отношении было, так сказать, диктаторским, очень требовательным. Это относится, кстати сказать, и к фильмам Тарковского, которые сложны для понимания, которые заставляют задуматься и требуют как минимум философской трактовки. Подобные киноленты – это кино-не-для-всех. Конечно, оно становилось более замкнутым, элитарным, но, мне кажется, это был честный путь. Кино несло ту самую учительную функцию, довольно высокую и важную.
Сегодня мы в своем магистральном кинонаправлении либо снимаем никому не нужную «чернуху», либо, вслед за американцами, идем по более легкому пути, пытаясь угодить всем. И в этом мы проигрываем – и нашему прежнему кино, и современному американскому. Мы все равно отстанем от Америки, пытаясь сделать нашего героя «американским».
Размышляя о фильме «Форрест Гамп», я думал о том, что мы многое уже навсегда потеряли – из того, что считали своим, уникальным. Мы потеряли коммунистические иллюзии, статус сверхдержавы, экономическую и военную мощь. Мы также почти разучились делать патриотическое и одновременно сердечное, человеческое кино – теперь его тоже снимает Америка. Даже о войне, которую мы привыкли считать НАШЕЙ, снят теперь американский фильм – «Спасти рядового Райана», столь похожий на наши «Горячий снег», «А зори здесь тихие». «Освобождение».
В заключение я бы хотел высказать еще одно соображение, которое наверняка многими будет не понято и не принято. Мне видится, что единственный подлинно уникальный опыт, которым Россия может и должна открываться миру независимо от своего экономического и даже культурного расцвета или упадка, – наше особое переживание Православия, наш собственный опыт стремления ко Христу.
Здесь, наряду с другими народами, мы достигли собственных, выстраданных и реальных вершин. Если бы это было не так, мир не вчитывался бы с такой надеждой в книги Достоевского, не искал бы встречи с иконами Рублева... Надо перестать гоняться за «стандартами», а обратиться к тому единственному, нестандартному, но единому Началу, Которое соединило единожды нас и стало нашим, особенным путем в истории...
Конечно, фильм «Форрест Гамп» очень многогранный. Мои размышления о нем многими могут быть оспорены.
И я с этим тоже соглашусь.
2561 |
|
Владимир Гурболиков |
| Ваши отзывы |
Фильм действительно великолепный. Сколько раз его смотрела, уже и не сосчитать. Для меня Форрест - это некий собирательный образ. Кто-то считает его тупеньким, умственно отсталым, но интуитивно, каким-то духовным взором, он воспринимает все очень правильно.
Лёля , возраст: 32 / 28.07.2012
Да фильм хороший очень хороший стоящий просмотра каждому, подобных фильмов очень мало. Не так давно моя дочурка при мне села смотреть один Индийский фильм, я по как обычно не стал обращать внимания, но где то спустя час я заметил, как моя дочь (девочка очень тяжёлого характера, не из плаксивых) начала рыдать в два ручья. После просмотра ею этого фильма, я попросил включить этот фильм , чтобы самому увидеть , что же там настолько трогательного... И по правде чего чего , но такого великолепного фильма от Индии я не ожидал...самому хотелось броситься в слёзы. Фильм назывался "Меня зовут Кхан" всем и всем советую посмотреть, он имеет очень глубокий смысл и носит какого то рода свой особенный характер кинематографии. Сюжет раскрывать не стану, т.к. считаю Вам будет полностью интересней увидеть его самим.
Игорь Константинович , возраст: 52 / 27.06.2012
Роберт Земекис - режиссер "Форреста Гампа", он же и режиссер знаменитой трилогии "Назад в будущее", очень талантливый режиссер. Владимир, Вы правы, что наши пытаются угнаться за американским кино, но увы - цели не достигают. Ведь у каждой страны, у каждого народа - свои таланты. США всегда по съемкам шла вперед, пусть даже и многие фильмы о ни о чем, но выбрать стОящее всегда можно. Даже если взять в пример фильм "Куда приводят мечты", "Мальчик и девочка", "Звездная пыль" и полно других фильмов. Пусть даже они и не православные, все равно можно почерпнуть полезное из этих фильмов!)
Настя , возраст: 24 / 06.07.2011
Согласна с Владимиром почти во всём. Поспорю насчёт "почти разучились делать патриотическое и одновременно сердечное, человеческое кино" - скорее кино это делается, а вот телеканалы закупают для показа всей стране аморальную кинопродукцию, которую в здравом уме смотреть невозможно. Не ранее как вчера я решила посмотреть вечером фильм (вообще сериалы смотрю крайне редко, и не мыло): начался новый росиийский сериал по первому. Устала после тяжёлого дня. Вроде и актёры известные, и идея наверно неплохая. Когда дошло дело до сцены насилия над невинной девушкой, я выключила телевизор, расплакалась (а знаете почему? Потому что уже сил нет, сил нет видеть одно только мерзкое и плохое, мерзкое и плохое).Вечер был испорчен. Молилась, успокоилась.У нас дома на дисках замечательные фильмы Михалкова, "Остров", фестивали "Семья России", Дмитрий Смирнов. Это можно смотреть и плакать от сердечного тепла. "Форест Гамп" уже много лет люблю, а "Спасти рядового Райана" по-моему самый реалистичный фильм о войне.
Наталия , возраст: 32 / 09.02.2010
Кино, да, воспринимается как светлая, местами трагичная история. А вот книга такого впечатления не оставила, фильм все же лучше книги. И странно, что из книги, которая оказалась хуже фильма, вышел великолепный фильм. Перед режиссером и Томом Хэнксом снимаю шляпу.
NetMan , возраст: 27 / 25.01.2010
Я его два раза смотрел. Один раз в 15 лет а во второй раз почти в 28. Удивительно светлое кино. Подходит для всех возрастов.
Виктор К , возраст: 28 / 22.11.2009
Я считаю что фильм \"Форест Гамп\" это просто отличный фильм, даже не фильм что то вроде пособия как нужно жить и какие качества нужно в себе развивать, для того, чтобы обрести счастье и любовь!!! Огромный респект людям которые сделали этот фильм!!!
Сакен , возраст: 25 / 02.08.2008
Замечательное кино!!!Тот факт,что это фильм для всех,скорре,не недостаток,а позитивный аспект.highbrow cinema для широкой аудитории,для самых различных соцгрупп - это ли не уникальность,это ли не позитив??? Безусловно,должно быть highbrow cinema не для всех (например,тот же приводиый в статье Тарковский),но,если создано такое явление,как Форрест,который потенциально может быть любим всеми и каждым,остается лишь снять шляпу перед режиссером и актерами,признав их бьющий через край талант,данный Богом!!!
Санчо Пансо , возраст: 21 / 23.06.2008
| Версия для печати |
| Смотрите также по этой теме: |
Я за любовный госзаказ (Режиссер Сергей Соловьев)
Возвращаясь к «Солярису» (Владимир Гурболиков)
Фильм-событие нельзя сделать по идеологической кальке (Сергей Шумаков)
Интервью с режиссером фильма «Остров» (Режиссер Павел Лунгин)
Соединить обрывки времен (Кинокритик Лев Карахан)


Психолог Александр Колмановский
Дмитрий Семеник
Морган Скотт Пек
Психолог Наталья Домкина
Дмитрий Семеник
Александр Ипатов, президент российской национальной федерации Ояма киокушинкай каратэ-до
Дмитрий Пастернак-Таранушенко
Виктор Клайн, клинический психолог, г. Солт-Лейк-Сити
Психолог Светлана Швецова
Александр Оликевич, промышленный изобретатель, отец троих детей
Психолог Александр Колмановский
Кризисный психолог Михаил Хасьминский
Евгений Ройзман
Марианна, 25 лет
Александр Фомичев





